Корзина пуста.
Войти

Poetics of the experiment: M. Gorky's unfinished novel “The dream”

Н.Н. Примочкина

УДК 821.161.1-32

https://doi.org/10.20339/PhS.4-21.113             

 

Примочкина Наталья Николаевна,

доктор филологических наук,

ведущий научный сотрудник

Институт мировой литературы им. А.М. Горького РАН

e-mail: nprim47@yandex.ru

 

Изучен вопрос о Горьком как о творце новой эстетической реальности. Показано его стремление преодолеть духовный и творческий кризис начала 1920-х гг., возникший в результате переживания трагических событий Первой мировой войны и русской революции, и обновить свой творческий метод путем включения в него элементов модернистского искусства: символизма, импрессионизма, авангарда. В качестве примера проанализирована малоизвестная неоконченная повесть Горького «Сон» (1923); писатель широко использовал в ее поэтике ключевой принцип модернистского искусства — остранение. С помощью этого приема ему удалось создать текст, в котором искусно смешаны и почти неразличимы сон и явь, реальность и иллюзия. Техника остранения также помогла Горькому глубоко проникнуть в душевный мир своей героини и показать изображаемую действительность глазами наивной девочки-подростка.

Ключевые слова: М. Горький, «Сон», поэтика, остранение, реальность, иллюзия, детское мышление и язык.

 

 

Литература

1. Горький М. Полное собрание сочинений. Письма: в 24 т. М.: Наука, 1997–2019.

2. Чуковский К. Две души М. Горького. Л.: Изд-во «А.Ф. Маркс», 1924.

3. Ходасевич В. Горький // Ходасевич В. Собр. соч.: в 4 т. Т. 4. М.: Согласие, 1997. С. 151–182.

4. Берберова Н. Курсив мой: автобиография. М.: Согласие,1996. 734 c.

5. Быков Д.Л. Горький. М.: Молодая гвардия, 2016. 292 с.

6. Полонский В. Горький и культура модернизма // Максим Горький: российские идеологические контексты и итальянские реалии: сб. материалов конференции к 150-летию со дня рождения Максима Горького. Рим, 2020. C. 23–42.

7. Борисова Л.М., Белова Е.А. Авангардное в поэтике «Жизни Клима Самгина» // Русская речь. 2017. № 1. С. 33–38; № 2. С. 14–20.

8. Шкловский В. О теории прозы. М.: Сов. писатель, 1983. 385 с.

9. Личная библиотека А.М. Горького в Москве. Описание: в 2 кн. Кн. 1. М.: Наука, 1981. 412 с.

10. Горький М. Полное собрание сочинений. Художественные произведения: в 25 т. М.: Наука, 1968–1976.

11. Горький М. Полное собрание сочинений. Варианты к художественным произведениям: в 10 т. М.: Наука, 1974–1982.