Корзина пуста.
Войти

The concept of “love” in the early works of Zhang Ailing (张爱玲 1920–1995)

И.А. Мощенко
80,00 ₽

УДК 821.581-3

https://doi.org/10.20339/PhS.3-21.059                   

 

Мощенко Ирина Александровна,

аспирант, научный сотрудник

Институт мировой литературы им. А.М. Горького РАН

e-mail: lotvin@mail.ru

 

Представлен анализ концепта «любовь» в раннем творчестве китайской писательницы Чжан Айлин. В работе показано, каким образом вокруг ядра концепта, состоящего из трех иероглифов: ай (爱), цин (情) и лянь (恋), формируются бинарные оппозиции: абсурдность — осмысленность; игра/притворство — серьезность/искренность; материальное — духовное/сакральное; замкнутость — открытость; эгоизм — сочувствие; трусость — смелость; заморское — традиционно китайское. Такая двойственность отличает исследуемый концепт в произведениях писательницы от предыдущей традиции, которая вкладывала в концепт «любовь» положительные ценностные смыслы. В результате исследования сделан вывод о трансформации концепта в раннем творчестве Чжан Айлин. Писательница отталкивается от традиции, старается разрушить возвышенно-сентиментальное отношение к любви, сформировавшееся в китайской литературе в первые десятилетия ХХ в. Порвав с конвенциональным изображением в духе «любовь превыше всего» (恋爱之上), Чжан Айлин начинает выстраивать свой собственный мир любви. Она переходит от резкого отрицания романтической любви и привязанности к попытке вписать любовные отношения в социальные рамки, превратить земную обыденную любовь в социальную ценность, равноправную другим: успеху в работе, денежному благополучию и пр.

Kлючевые слова: Чжан Айлин, шанхайская литература, китайская литература 1940-х годов, хайпай, концептуальный анализ, концепт «любовь».

 

Литература

  1. Аскольдов-Алексеев С.А. Концепт и слово // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста: антология / под ред. В.П. Нерознака. М.: Academia, 1997. С. 267–279.
  2. Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста: антология / под ред. В.П. Нерознака. М.: Academia, 1997. С. 147–165.
  3. Степанов Ю.С. Константы: словарь русской культуры. 3-е изд., испр. и доп. М.: Академический проект, 2004. 982 с.
  4. Зусман В.Г. Диалог и концепт в литературе. Литература и музыка. Н. Новгород: ДЕКОМ, 2001. 167 с.
  5. Антология концептов: словарь / науч. ред. В.И. Карасик, И.А. Стерни. Иваново: Гнозис, 2007. 511 с.
  6. Антология художественных концептов русской литературы XX века / авт.-сост. Т.И. Васильева, Н.Л. Карпичева, В.В. Цуркан. М.: Флинта: Наука, 2013. 355 с.
  7. Тань Аошуан. Китайская картина мира: язык, культура, ментальность. М.: Яз. слав. культуры, 2004. 231 с.
  8. Haiyan Lee. Revolution of the heart: a genealogy of love in China, 1900–1950. Stanford University Press, 2006. 364 p.
  9. Малявин В.В. Сумерки Дао: культура Китая на пороге Нового времени. М.: Дизайн. Информ. Картография, 2003. 436 c.
  10. 张爱玲典藏全集. 中篇小说:1944年作品. 哈尔滨出版社, 2003. 212 页 (Чжан Айлин. Полное собрание сочинений. Повести и рассказы: произведения 1944 года. Харбин, 2003. 212 с.)
  11. 张爱玲典藏全集. 中篇小说:1943年作品. 哈尔滨出版社, 2003. 215 页 (Чжан Айлин. Полное собрание сочинений. Повести и рассказы: произведения 1943 года. Харбин, 2003. 215 с.)
  12. 张爱玲典藏全集. 中篇小说:1945年以后作品. 哈尔滨出版社, 2003. 265 页 (Чжан Айлин. Полное собрание сочинений. Повести и рассказы: произведения после 1945 года. Харбин, 2003. 265 с.).

 

 

Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ (проект № 19-312-90018).