Корзина пуста.
Войти

Structural-semantic and functional-pragmatic features of representation of the concept “world” by means of precedent texts in advertising discourse

В.В. Дробан, Л.А. Исаева, Н.В. Землякова
80,00 ₽

УДК 81`37

https://doi.org/10.20339/PhS.3-21.016         

 

Дробан Виктория Владиславовна,

преподаватель кафедры русского языка

Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова

e-mail: v.droban@mail.ru

Исаева Лидия Алексеевна,

доктор филологических наук, профессор,

заведующая кафедрой современного русского языка

Кубанский государственный университет

e-mail: vlisaev@rambler.ru

Землякова Нинель Владимировна,

кандидат филологических наук, доцент,

заведующая кафедрой языкознания и иностранных языков

Северо-Кавказский филиал Российского государственного

университета правосудия

e-mail: ukka777@yandex.ru

 

Рассмотрены структурно-семантические и функционально-прагматические особенности реализации базового общекультурного концепта «мир» средствами прецедентных текстов в современном российском рекламном дискурсе. Цель настоящей работы — выявление специфики реализации концепта «мир» средствами прецедентных текстов в рекламных текстах. Дана характеристика концепта «мир», определена его роль в национальной языковой картине мира русского народа. В ходе исследования установлены основные сферы прецедентности концепта «мир» в современном российском рекламном дискурсе, роль прецедентных текстов в произведении прагматического эффекта на адресата рекламного сообщения. Проанализированы трансформации прецедентных текстов, репрезентирующих общекультурный концепт «мир» в современных рекламных текстах. Рассмотрена связь реализованных в рекламном дискурсе с помощью прецедентных текстов когнитивных признаков концепта «мир» с традиционным паремиологическим и лексикографическим описаниями концепта в языковой картине мира русского народа. Сделан вывод о высокой функциональной активности базового общекультурного концепта «мир» в современном российском рекламном дискурсе.

Ключевые слова: концепт, прецедентный текст, национальная языковая картина мира, дискурс, рекламный дискурс, рекламный текст.

 

Литература

1. Алексеева М.С. Прецедентные феномены в интернет-рекламе предприятий ресторанного бизнеса: автореф. дис. … канд. филол. наук. Екатеринбург, 2009. 24 с.

2. Куликова Е.В. Рекламный текст через призму прецедентных феноменов // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Филология. 2010. № 6. С. 334–340.

3. Исаева Л.А, Буданова С.Г., Рябинина А.Г. Текстово-стилистическая вторичность как базовая категория современной рекламы // Вестник Кемеровского государственного университета. 2017. № 4. С. 181–189.

4. Караулов Ю.Н. Роль прецедентных текстов в структуре и функционировании языковой личности // Научные традиции и новые направления в преподавании русского языка и литературы. М.: Наука, 1986. С. 105–125.

5. Терских М.В. Реклама как интертекстуальный феномен: автореф. дис. … канд. филол. наук. Омск, 2003. 26 с.

6. Пикулева Ю.Б. Прецедентный культурный знак в современной телевизионной рекламе: лингвокультурологический анализ: автореф. дис. … канд. филол. наук. Екатеринбург, 2003. 22 c.

7. Лазарева Э.А., Горина Е.В. Интернет — это виртуальный дискурс: к вопросу о терминах // Политическая лингвистика. 2014. № 3 (49). С. 21–24.

8. Немирова Н.В. Прецедентные феномены как репрезентанты концептов в русской языковой картине мира // Вопросы когнитивной лингвистики. 2012. № 4 (33). С. 31–35.

9. Кузьмина Н.А., Терских М.В. Реклама пищевых продуктов: концептосфера и способы вербализации // Известия УрГПУ. Лингвистика. 2005. Вып. 15. С. 168–181.

10. Степанов Ю.С. Константы: словарь русской культуры. Опыт исследования. М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. 824 с.

11. Егорова О.Е., Кириллова О.А. Языковая репрезентация концепта «свобода» в медиадискурсе (на материале прецедентных феноменов) // Ярославский педагогический вестник. 2010. № 2. С. 154–158.

12. Кусимова Т.Б., Шмидт М.А. Ностальгическое потребление: социологический анализ // Журнал институциональных исследований. Серия: Гуманитарные перспективы. 2016. Т. 8, № 2. С. 120–133.

13. Дробан В.В. Рекламный дискурс как сфера репрезентации общекультурного концепта «мир» (на материале рекламных слоганов) // Язык государственной службы. Лингвистические вопросы теории и практики: сб. материалов международного круглого стола. М., 2020. С. 16–20.

14. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1986. 797 с.

15. Арутюнова Н.Д. Истина. Добро. Красота: взаимодействие концептов // Логический анализ языка. Язык эстетики: концептуальные поля прекрасного и безобразного. М.: Индрик, 2004. С. 5–29.