https://doi.org/10.20339/PhS.5-19.094
Хорева Лариса Георгиевна,
кандидат филологических наук,
доцент кафедры романской филологии
Института филологии и истории
Российский государственный гуманитарный университет
e-mail: novella2000@mail.ru
Рассмотрены вопросы нарративной стратегии малой прозы испанского писателя Хуана Хосе Мильяса в свете ее постмодернистской природы. Представлены результаты сопоставительного анализа концепций теоретиков постмодернизма Ж.-Ф. Лиотара и Ж. Делёза и текстов Мильяса, где событием становится любое явление, в том числе и несвершившееся. Следуя теории постмодернизма, изложенной в трудах Лиотара и Делёза, Мильяс заменяет вещный мир его изображением и собственной субъективностью, сквозь призму которого это изображение получает свою интерпретацию. Настаивая на ценности личного опыта, Мильяс определяет его как основную тему своих произведений. Актуальность исследования обусловлена отсутствием работ по творчеству Хуана Хосе Мильяса в отечественном литературоведении. Испанские теоретики и критики литературы сосредоточивают свое внимание преимущественно на анализе сюжетов, практически не исследуя жанровую природу его произведений. Проведенный анализ показывает: малая проза испанского писателя отвечает всем структурным признакам анекдота, что дает основания определить малую прозу Мильяса как постмодернистские анекдоты. Новизна исследования состоит в том, что представлен ранее неизвестный подход к изучению малой прозы испанского писателя, заключающийся в сопряжении теории инвариантных жанровых стратегий с рассмотрением его бытования в исторически конкретных условиях — эпоху постмодернизма.
Ключевые слова: Хуан Хосе Мильяс, постмодернизм, анекдот, Ж.-Ф. Лиотар, Ж. Делёз.
Литература
1. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна: пер. с франц. Н.А. Шматко. М.: Алетейя, 1998. 65 с.
2. Делёз Ж. Логика смысла. М.: Академический Проект, 2011. 472 с.
3. Поэтика. Словарь актуальных терминов и понятий. М., 2008.
4. Шкловский В. Художественная проза. Размышления и разборы. М.: Советский писатель, 1961. 667 с.
5. Leibowitz J. Narrative purpose in the novella. Paris: Mouton, 1974. 137 p.
6. Гоффеншефер В. Судьбы новеллы // Литературный критик. 1935. № 6. С. 31–56.
7. Курганов Е. Анекдот как жанр. СПб.: Академический Проект, 1997. 123 с.