Корзина пуста.
Войти

«Поединок роковой» в изображении Ф.И. Тютчева и А.А. Ахматовой

Цзоу Лувэй, М.В. Михайлова
80,00 ₽

https://doi.org/10.20339/PhS.5-19.062

 

Цзоу Лувэй,  

аспирант кафедры истории новейшей русской литературы и

современного литературного процесса

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова,

e-mail: luvej.czzou@mail.ru

 

Михайлова Мария Викторовна

доктор филологических наук, профессор кафедры истории

новейшей русской литературы и современного литературного процесса 

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова 

e-mail: mary1701@mail.ru

 

Предложено осмысление изображения Ф.И. Тютчевым и А.А. Ахматовой любовного «рокового поединка». Понимание любви как «поединка рокового» стало тютчевским открытием, которое во многом унаследовала Ахматова. Кроме того, Ахматова восприняла у Тютчева глубину в передаче любовных переживаний, взгляд участника «поединка» на происходящее «со стороны», сценичность действия. Однако анализ лирических стихотворений обоих поэтов выявил и различия в изображении любовного поединка. Особенно разнятся роли женщин в любовном столкновении. У Тютчева «поединок» всегда оказывается для женщины «роковым», носителем губительного начала выступает мужчина. А женщина, любя и страдая, неспособна найти другого выхода, кроме как самопожертвование и гибель. В ахматовском «поединке» губительницей может выступать и женщина, современная, умеющая преодолеть любовные неудачи и продолжать жить. Ахматовская героиня уже не погибает, а переживает случившееся как определенный жизненный этап и учится находить радость в творчестве. Поэтому любовный «поединок» у Ахматовой уже нельзя назвать «роковым». Более того, женщина из этого поединка может выйти и победительницей и находит в себе силы достаточно жестоко мстить мужчине, чего ни в коем случае не сделает тютчевская героиня, поглощенная любовью и считающая мужчину своим кумиром. Для доказательства этих положений использованы принципы сравнительно-сопоставительного, исторического и герменевтического методов литературоведения, а также гендерный подход к анализу текста, позволяющий раскрыть социально-культурную роль мужчины и женщины в XIX и начале XX вв.

Ключевые слова: Ф.И. Тютчев, А.А. Ахматова, тема любви, «поединок роковой», жизненная позиция, взгляд «наблюдателя», сценичность действия, женский голос, лирическая героиня как женщина нового времени.

 

Литература

1. Гинзбург Л.Я. О лирике. Л., 1974. 409 с.

2. Тютчев Ф.И. Полное собрание сочинений, письма: в 6 т. М., 2003. Т. 1–2. 640 с.

3. Чагин Г.В. Женщины в жизни и поэзии Ф.И. Тютчева. СПб., 1996. 192 с.

4. Касаткина В.Н. Поэзия Ф.И. Тютчева. М., 1978. 176 с.

5. Лукницкий П.Н. Из дневника и писем // Воспоминание об Анне Ахматовой / сост. В.Я. Виленкин, В.А. Черных. М., 1991. С. 142–178.

6. Недоброво Н.В. Анна Ахматова // Анна Ахматова: pro et contra / сост. С.А. Коваленко. СПб., 2001. Т. 1. С. 117–137.

7. Дубовскова Е.Н. Лирика Ф.И. Тютчева: поэтика философского диалога: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Самара, 2010.

8. Адамович Г.В. Анна Ахматова // Анна Ахматова: pro et contra / cост. С.А. Коваленко. СПб., 2001. Т. 1. С. 724–729.

9. Брюсов В.Я. Сегодняшний день русской поэзии // Русская мысль. 1912. № 7. С. 17–18.

10. Ахматова А.А. Собрание сочинений: в 6 т. М., 1998. Т. 1. 968 с.

11. Гиппиус В.В. Ф.И. Тютчев // От А.С. Пушкина до А.А. Блока. М. – Л., 1966. С. 201–224.

12. Гачев Г.Д. Русский эрос // Опыты: литературно-философский сборник. М., 1990. С. 201–246.

13. Перцов В.О. Читая Ахматову // Анна Ахматова: pro et contra / сост. С.А. Коваленко. СПб., 2001. Т. 1. С. 730–732.