https://doi.org/10.20339/PhS.4-19.085
Новиков Владимир Иванович,
доктор филологических наук, профессор,
профессор кафедры литературно-художественной критики
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
e-mail: novikovy@yandex.ru
Практически все значительные русские поэты касались в стихах темы будущего. Семантически план будущего потенциально имеет место в любом стихотворении: его начало соотносимо с прошлым, середина — с настоящим, финал — с будущим. Уже в 1820–1830 гг. в поэтической трактовке будущего как такового наметились две линии — позитивная у Жуковского и Пушкина и скептическая — у Баратынского и Лермонтова. Эстетизация будущего присуща русскому поэтическому модернизму, в особенности авангарду. Эпоха социалистического реализма создала нормативный концепт «светлое будущее», подвергшийся критической ревизии как в неподцензурной поэзии, так и в народном языковом сознании. Для современной русской поэзии характерно включение концепта «будущее» в общую систему мироздания наравне с прошлым и настоящим.
Ключевые слова: эстетизация, будущее поэтическое, русская поэзия.