https://doi.org/10.20339/PhS.3-19.087
Капустин Николай Венальевич,
доктор филологических наук, профессор,
профессор кафедры русской словесности и культурологии
Ивановский государственный университет
e-mail: nkapustin@mail.ru
«Остров Сахалин» занимает особое место в творчестве А.П. Чехова, это, в первую очередь, определяется его документальной основой, жанровым своеобразием. И, как показано в работе, было бы ошибочным безгранично отдалять «Остров Сахалин» от художественных произведений писателя. Исходя из мысли о единстве творческой личности, неизбежно проявляющемся вне зависимости от того, в каких жанрах работает писатель, рассмотрены повторяющиеся мотивы «Острова Сахалин». В результате эта книга сближается с художественными произведениями Чехова, которым в высшей степени свойственна поэтика повторяемости. Разумеется, в большом по объему тексте повторы не так заметны, как, например, в коротких рассказах писателя, но тем не менее они не могут не обратить на себя внимание. Перекликаясь, взаимопроникая, повторяющиеся мотивы «Острова Сахалин» (скука, неволя, дождь, море, бегство/отъезд с острова и др.) не только играют композиционную роль, но и объединяют разные человеческие судьбы, становясь важнейшим выразителем чеховской концепции жизни, характеристикой родовых свойств человеческой натуры.
Ключевые слова: Чехов, «Остров Сахалин», единство творческой личности, повторы, повторяющиеся мотивы.
Литература
1. Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем: в 30 т. М., 1974–1983.
2. Сухих И.Н. Проблемы поэтики Чехова. 2-е изд., доп. СПб., 2007.
3. Залыгин С. Литературные заботы. М., 1979.
4. Чудаков А. Слово – вещь – мир. От Пушкина до Толстого. М., 1992.
5. Полоцкая Э.А. Антон Чехов // Русская литература рубежа эпох (1890-е — нач. 1920-х годов). Кн. 1. М., 2001. С. 390–456.
6. Разумова Н.Е. Творчество А.П. Чехова в аспекте пространства. Томск, 2001.
7. Капустин Н.В. Повторы // А.П. Чехов. Энциклопедия / Сост. и науч. ред. В.Б. Катаев. М., 2011. С. 282–285.