https://doi.org/10.20339/PhS.3-19.003
Иванов Дмитрий Игоревич,
кандидат филологических наук, доцент,
профессор Центра инновационного сотрудничества и
языковых исследований
Гуандунский университет международных исследований, Китай
e-mail: Ivan610@yandex.ru
Лакербай Дмитрий Леонидович,
кандидат филологических наук, доцент
кафедры теории литературы и русской литературы ХХ века
Ивановский государственный университет
e-mail: lakomotion@yandex.ru
Проанализировано современное состояние проблемы субъекта художественного текста и предложен инновационный принцип его моделирования. Отмечено, что, будучи философски убедительной, концепция антропологической связи Автора и Логоса в научном плане недостаточно функциональна: это скорее онтологический фундамент авторства, нежели его теория. Существующие разноплановые модели субъекта художественного текста носят мифологизированный, локальный или косвенный характер и уязвимы для критики.
Предлагаемый инновационный принцип моделирования субъекта текста основан на метадисциплинарной концепции когнитивно-прагматической программы (КПП) синтетической языковой личности. Авторское (субъектное) начало при таком подходе представляет собой целостную систему субъектных модальностей (субъект-источник — субъект-интерпретатор), меняющихся местами и трансформирующихся в культурном процессе. Каждая субъектная модальность — это когнитивно-ментальная позиция, отражающая специфику креативно-аналитической деятельности субъекта на определенном этапе его становления как внутри самого себя (моделирование своего когнитивного, языкового, коммуникативного сознания), так и внутри одного/ нескольких дискурсивных пространств метадискурсивной культурной матрицы, аккумулируемой системой КПП.
Отличия данной модели от традиционных моделей субъектности следующие: она опирается не на внешние гетерогенные «знаки», а на когнитивные и коммуникативные механизмы в их упорядоченности, проявляющейся в личностном измерении семиотически понимаемого языка; она уменьшает степень исследовательской субъективности; она применима как к типовому, так и к индивидуально-неповторимому; Автор и Читатель выступают как разные реализации субъектного начала.
Ключевые слова: креативный субъект, когнитивная модель, метадисциплинарность, когнитивно-прагматическая программа (КПП), синтетическая языковая личность (СЯЛ), субъект-источник, субъект-интерпретатор.
Литература
1. Бахтин М.М. Проблема текста // Бахтин М.М. Собрание сочинений: в 7 т. Т. 5. Работы 1940-х — начала 1960-х годов / Ред. С.Г. Бочаров, Л.А. Гоготишвили. М.: Русские словари, 1997. С. 306–326.
2. Касавин И.Т. Текст, дискурс, контекст: Введение в социальную эпистемологию языка. М.: Канон+, 2008. 437 с.
3. Барт Р. Смерть автора // Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика / Сост., общ. ред. и вступ. ст. Г.К. Косикова. М.: Прогресс, 1989. С. 384–391.
4. Колесников С.А. Так похоронен ли автор? // Человек. 2016. № 4. С. 132–145.
5. Малков С.М. Автор как культурно-исторический субъект // Человек. 2011. № 4. C. 146–157.
6. Ахиезер А.С. Проблема субъекта: человек — субъект // Вопросы философии. 2007. № 12. С. 3–15.
7. Баталов А.А. Человек как бесконечномерный субъект-объект // Человек. 2006. № 6. С. 121–127.
8. Иванов Д.И., Лакербай Д.Л. Теория субъектности текста и русская поэзия ХХ века. Иваново: ПресСто, 2017. 336 с.
9. Зусева В.Б., Тамарченко Н.Д. «Теория автора» Б.О. Кормана и ее границы // Известия РАН. Серия литературы и языка. 2007. Т. 66. № 4. С. 14–22.
10. Гоготишвили Л.А. Библер, Бахтин и проблема автора // Вопросы философии. 2008. № 9. С. 85–110.
11. Лакербай Д.Л. Автор, читатель, произведение (к теории индивидуального стиля) // Ученые записки Казанского университета. Сер. Гуманитарные науки. 2014. Т. 156. Кн. 2. С. 98–105.