https://doi.org/10.20339/PhS.2-19.003
Зельдович Геннадий Моисеевич,
доктор филологических наук, профессор
Варшавский университет, Институт прикладной лингвистики,
Общее и прикладное языкознание, Польша
e-mail: zeldowicz@yahoo.com
Исследован основной, свойственный лирическим текстам композиционный раздел, состоящий в том, что стихотворение сначала представляет некий переживаемый автором опыт, а затем приходит к его трансценденции, к открытию определенной, важной, более общей истины и/или к существенному изменению в авторских взаимоотношениях с самим собой и/или миром. Показано, что в маркировании раздела, наряду с иными лингвистическими средствами, участвуют аргументативные связи, т.е. связи между самим высказыванием и определенными следствиями из него, которые могут быть важны для слушателя или читателя и которые устанавливаются последними путем прагматического вывода (с учетом речевого и ситуативного контекста, текущих потребностей и приоритетов, своего представления о намерениях говорящего или пишущего и других прагматических факторов). Отмечено, что такая процедура, как правило, опирается на те или иные общепринятые представления об управляющих миром закономерностях, однако в некоторых случаях установление аргументативных связей требует пересмотра этих представлений. Если дело обстоит именно таким образом, то при прочих равных условиях соответствующие высказывания становятся более информативными и можно ожидать, что в лирическом тексте они чаще будут появляться в самых важных, связанных с названной трансценденцией фрагментах. В работе проанализирован ряд примеров, подтверждающих данную гипотезу.
Ключевые слова: лирический текст, композиция, эмпирическая часть, фокус, аргументативность, информативность.
Литература
1. Сильман Т.И. Заметки о лирике. Л.: Советский писатель, 1977.
2. Зельдович Г.М. Композиция лирического стихотворения и «теснота» стихового ряда: Типологическое богатство информации как маркер первого дискурсивного плана в лирическом тексте // Людмила Савченко. Душа воспламененная. Харьков: Харьковский национальный университет, 2017. С. 273–333.
3. Zeldowicz G. Extraverted consciousness, introverted consciousness, and composition of lyrical discourse // Linguistica Copernicana. 2016. No. 13. P. 301–318.
4. Ducrot O. Les échelles argumentatives. Paris: Minuit, 1980.
5. Ducrot O. Le dire et le dit. Paris: Minuit, 1984.
6. Sperber D., Wilson D. Relevance: сommunication and сognition. London: Blackwell, 1995.
7. Sadock, J.M. Almost / Cole P. (ed.). New York: Academic Press, 1981. P. 257–271.
8. Hitzeman J. The selectional properties and entailments of almost // Proceedings of the Chicago Linguistic Society. 1992. Vol. 28. P. 225–238.
9. Jayez J., Tovena L.M. Presque and almost: How argumentation derives from comparative meaning / O. Bonami, P. Cabredo Hofherr (eds.) // Empirical Issues in Syntax and Semantics. 2008. Vol. 7. P. 217–239.
10. Horn L. Assertoric inertia and NPI licensing // Chicago Linguistic Society. 2002.Vol. 38. Part 2. Р. 55–82.