https://doi.org/10.20339/PhS.2-17.059
Богданова Ольга Владимировна,
доктор филологических наук, профессор,
ведущий научный сотрудник Института филологических исследований Санкт-Петербургского государственного университета
e-mail: OlgaBogdanova03@mail.ru
В статье с новых ракурсов рассматривается си1стема образов рассказа А.П. Чехова «Человек в футляре» и устанавливается соответствие между, казалось бы, противопоставленными персонажами: Беликов — Коваленко, Беликов — Варенька, Беликов — Буркин, Беликов — гимназические учителя. В статье показано, что Чехов сознательно не противопоставляет, но сопоставляет «парные» персонажи, по ходу наррации снимая и нивелируя антитетичность образов, сближая и уравновешивая их характеристики. В итоге антиномичные герои оказываются Чеховым сближены и уподоблены. На этом фоне, казалось бы, доминирующая идея «футлярной жизни» отходит на задний план, теснится и дополняется мотивом человеческого одиночества. Социальный ракурс рассказа обретает черты повествования собственно чеховского – философского и неоднозначного.
Ключевые слова: творчество А.П. Чехова, рассказ «Человек в футляре», литературная традиция, система образов, поэтика.
Литература
1. Богданович А.И. Критические заметки // Мир божий. — 1898. — № 10. — С. 2.
2. Скабичевский А.М. Текущая литература. Новые рассказы А. Чехова: «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви» // Сын отечества. — 1898. — № 238, 4 сент. — С. 2.
3. Чехов А.П. Полное собр. соч. и писем: в 30 т. Т. 10. Рассказы, повести, 1898–1903. — М.: Наука, 1977. — С. 42–54.