Корзина пуста.
Войти

The artistic model of the house in the novel “The summer of the Lord” by I.S. Shmelev: comparative research experience

Е.Ю. Шестакова
80,00 ₽

УДК 81`42

https://doi.org/10.20339/PhS.5-22.028         

 

Шестакова Елена Юрьевна,

кандидат филологических наук,

доцент кафедры литературы и русского языка

Гуманитарный институт филиала

Северного (Арктического) Федерального университета

e-mail: shestackova.lena2013@yandex.ru

 

В работе раскрывается своеобразие воплощения художественной модели дома в романе «Лето Господне» писателя русского зарубежья Ивана Сергеевича Шмелева на фоне сложившейся литературной традиции XIX столетия. В концепции «счастливого детства», отраженной в повестях «Детство» Л.Н. Толстого, «Детские годы Багрова-внука» С.Т. Аксакова и главе IX «Сон Обломова» романа И.А. Гончарова «Обломов», образ дома осмысляется основной пространственной характеристикой, актуализирующей мотивы защищенности, любви и тепла, связанные с образами семьи и окружающих людей. Идиллическое пространство и цикличность времени определяют состояние мира детства, обреченного на разрушение вследствие утраты детского взгляда на поступки людей и события. Следуя сложившейся традиции, И.С. Шмелев в романе «Лето Господне» наполняет устойчивые мотивы и образы, выстроенные русской литературой XIX в., новым содержанием. В представлении автора счастливое детство ребенка вписано в пространство родного дома, обретающего сакральное значение храма, освященного присутствием живого Христа. Модель дома в произведении писателя-эмигранта включает в себя образ-символ России — благодатного мира Божьего, объединяющего всех обитателей бесконечной и беспредельной любовью Христовой, навсегда утраченного в социальных катаклизмах.

Ключевые слова: Иван Сергеевич Шмелев, образ ребенка, модель дома, тема детства, произведения о детстве, роман «Лето Господне».

 

Литература

  1. Радомская Т.И. Дом и Отечество в русской классической литературе первой трети XIX в. Опыт духовного, семейного, государственного устроения. М.: Совпадение, 2006. 240 с.
  2. Сорокина О.Н. Творческий путь И.С. Шмелева в эмиграции // Духовный путь Ивана Шмелева, 1873–1950: статьи, очерки, воспоминания. М.: Сибирская Благозвонница, 2009. С. 60–87.
  3. Лотман Ю.М. Дом в «Мастере и Маргарите» // О русской литературе: cтатьи и исследования (1958–1993): история русской прозы. Теория литературы / Ю.М. Лотман. СПб.: Искусство-СПб., 1997. С. 748–755.
  4. Николаева Н.Г. «Семейная хроника» и «Детские годы Багрова-внука» С.Т. Аксакова: формы письма и традиции жанра: автореф. дис. … канд. филол. наук. Новосибирск, 2004.
  5. Ланская О.В. Концепт «дом» в языковой картине мира (на материале повести Л.Н. Толстого «Детство» и рассказа «Утро помещика»): автореф. дис. … канд. филол. наук. Липецк, 2005. 199 с.
  6. Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений: в 90 т. Т. 1: Детство. Юношеские опыты. Репринтное воспроизведение издания 1928–1958 гг. М.: Терра, 1992. 356 с.
  7. Ляпушкина Е.И. Русская идиллия XIX века и роман И.А. Гончарова «Обломов». СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 1996. 148 с.
  8. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики: исследования разных лет. М.: Худож. лит., 1975. 502 с.
  9. Громов П.П. О стиле Льва Толстого. Становление «диалектики души». Л.: Худож. лит., Ленингр. отд-е, 1971. 389 с.
  10. Гончаров И.А. Собрание сочинений: в 8 т. Т. 4: Обломов. М.: Худож. лит., 1979. 534 с.
  11. Аксаков С.Т. Собрание сочинений: в 5 т. T. 1: Семейная хроника. Детские годы Багрова-внука. M.: Правда, 1966. 560 с.
  12. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: исследования в области мифопоэтического. М.: Прогресс: Культура, 1995. 621 с.
  13. Шмелев И.С. Собрание сочинений в одной книге. М.: Бертельсман Медиа Москау ОА, 2013. 832 с.
  14. Лучина Е.И. Концептуализация грецизма православного дискурса «лампада» (на материале творчества И.С. Шмелева) // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. 2011. Т. 11. Вып. 3. С. 30–34.
  15. Есаулов И.А. Праздники. Радости. Скорби // Новый мир. 1992. № 10. С. 232–242.
  16. Кирло Х. Словарь символов: 1000 статей о важнейших понятиях религии, литературы, архитектуры, истории. М.: Центрполиграф, 2007. 523 с.
  17. Ильин И.А. О тьме и просветлении: книга художественной критики: Бунин, Ремизов, Шмелев. М.: Скифы, 1991. 209 с.
  18. Сотков В.А. Специфика образа героя-праведника в творчестве И.С. Шмелева (на материале дилогии «Лето Господне» и «Богомолье») // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 8-16 (62). С. 57–61.
  19. Дунаев М.М. Духовный путь И.С. Шмелева // Духовный путь Ивана Шмелева, 1873–1950: статьи, очерки, воспоминания. М.: Сибирская Благозвонница, 2009. С. 171–197.
  20. Анисимова М.С. Мифологема «дом» и ее художественное воплощение в автобиографической прозе первой волны русской эмиграции: на примере романов И.С. Шмелева «Лето Господне» и М.А. Осоргина «Времена»: автореф. дис. … канд. филол. наук. Нижний Новгород, 2007.
  21. Любомудров А.М. Богоищущая душа. Духовное и мирское в творческой судьбе И.С. Шмелева // Духовный путь Ивана Шмелева, 1873–1950: статьи, очерки, воспоминания. М.: Сибирская Благозвонница, 2009. С. 227–282.
  22. Николина Н.А. Филологический анализ текста. М.: ИЦ «Академия», 2007. 272 с.
  23. Спиридонова Л.А. Художественный мир И.С. Шмелева. М.: ИМЛИ РАН, 2014. 240 с.
  24. Солнцева Н.М. Иван Шмелев. Жизнь и творчество: жизнеописание. М.: Эллис Лак, 2007. 512 с.