Корзина пуста.
Войти

Olonkho “Nyurgun Bootur the Swift” and Altai epics: images of the main heroes

Г.Е. Саввинова

УДК 82:39

https://doi.org/10.20339/PhS.6-21.283

 

Саввинова Гульнара Егоровна,

кандидат филологических наук, старший научный сотрудник

Северо-Восточный федеральный университет им. М.КАммосова

e-mail: savgul6767@mail.ru

ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9868-4962

 

Рассмотрены образы главных героев олонхо и алтайских героических эпосов. Материалом для анализа послужили тексты якутского олонхо «Нюргун Боотур Стремительный» П.А. Ойунского и русскоязычные переводы алтайских героических эпосов «Алтын-Бизе» Е.К. Таштамышевой, «Кан Алтын» Т.А. Чачиякова. Актуальность исследования обусловлена тем, что изучение основных образов якутского и алтайского эпосов, а именно образа главного героя, позволяет выявить генезис якутского олонхо, их общие и отличительные черты, генетические или типологические сходства и др. Научная новизна исследования состоит в попытке художественного осмысления особенностей образов главных героев олонхо П.А. Ойунского «Нюргун Боотур Стремительный» и алтайских эпосов. Особое внимание обращено на способы и приемы, с помощью которых создается образ главного героя. Выделены ключевые содержательные аспекты в создании образа главного героя, отражающие целостную картину мира народов. Представлены образы «главных помощников героя», способствующие созданию образа главного героя: родители героя, богатырские кони, мифологические образы, помогающие в сражениях, участвующие в судьбе героев.

Ключевые слова: олонхо, алтайский эпос, главный герой, образы, эпическое сравнение, идентичность и отличия, национальная особенность.

 

Источники

1. Кан-Алтын // Алтайские героические сказания: «ОчиБала»; «Кан-Алтын». Новосибирск: Наука, 1997. С. 296–553.

2. Алтын-Бизе: Героическое сказание / cказительница Е.К. Таштамышева; пер. с алт. Г. Голубева; предисл.

С. Суразакова. Горно-Алтайск: Алтайское кн. изд-во, 1965. 127 с.

3. Нюргун Боотур Стремительный: Якутский героический эпос олонхо / воссоздал на основе народных сказаний П. Ойунский; пер. на рус. яз. В. Державина. 2-е изд. Якутск: Кн. изд-во, 1982. 431 с.

 

Литература

  1. Аносский сборник. Никифоров Н.Я. Собрание сказок алтайцев / примеч. Г.Н. Потанина. Т. 37. Омск, 1915. 316 с.
  2. Габышева Л.Л. Традиционная картина природы в олонхо: глубинный смысл // Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова. Серия: Эпосоведение. 2019. № 3 (15). С. 78–87.
  3. Емельянов Н.В. Сюжеты якутских олонхо о защитниках племени. Новосибирск: Наука, 2000. 192 с.
  4. Кудияров А.В. Художественно-стилевые традиции эпоса монголоязычных и тюркоязычных народов Сибири.  М.: ИМЛИ РАН, 2002. 327 с.
  5. Липец Р.С. Образы батыра и его коня в тюрко-монгольском эпосе. М.: Наука, 1984. 266 с.
  6. Ойунский П.А. Якутская сказка (олонхо), ее сюжет и содержание // Соч. Т. 7. Якутск, 1962. С. 128–194.
  7. Ойуунускай П.А. Талыллыбыт айымньылар. Избранные произведения: в 2 т. Рассказы, повести, воспоминания, статьи, выступления. Якутск: Якутское кн. изд-во, 1975. 432 с. (на якут. яз.)
  8. Орлов А.С. Казахский героический эпос. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1945. 148 с.
  9. Пухов И.В. Героический эпос алтае-саянских народов и якутские олонхо. Якутск: Изд-во СО РАН, 2004. 326 с.
  10.  Пухов И.В. Якутский героический эпос: основные образы. М.: Изд-во АН СССР, 1962. 256 с.
  11.  Суразаков С.С. Героическое сказание о богатыре Алтай-Буучае. Горно-Алтайск: Кн. изд-во, 1961. 179 с.

12. Суразаков С.С. Этапы развития алтайского героического эпоса: автореф. дис. ... д-ра филол. наук. М., 1973. 40 с.

13.  Суразаков С.С. Алтайский героический эпос и сказание «Маадай-Кара» // Сибирский педагогический журнал. 2006. № 3. С. 107.

14. Суразаков С.С. Из глубины веков: статьи о героическом эпосе алтайцев. Горно-Алтайск, 1982. 144 с.

15. Эргис Г.У. Очерки по якутскому фольклору. Якутск: Бичик, 2008. 400 с.

 

Работа выполнена в рамках научно-исследовательского проекта СВФУ «Эпический памятник нематериальной культуры якутов: текстологический, типологический, когнитивный и историко-сравнительный аспекты».