Корзина пуста.
Войти

Features of the nominative situation and principles of nomination in zoonomy

Т.В. Федотова

УДК 811.161.1`37

https://doi.org/10.20339/PhS.4-21.033            

 

Федотова Татьяна Васильевна,

доктор филологических наук, доцент, профессор

кафедры русского языка и речевой коммуникации

Кубанский     государственный     аграрный       университет им. И.Т. Трубилина

e-mail: Fedotova66@mail.ru  

 

Предпринята попытка структуризации мотивационных аспектов с позиции принципов номинации при формировании зоонимического пласта ономастической лексики. С точки зрения ономасиологического подхода ономастическая номинация проанализирована в аспекте моделирования номинативной ситуации, формулируемой с позиции специфических свойств зоонимов как одного из видов имен собственных. В связи с полисемантизмом термина «зооним» дана терминологическая дефиниция лексемы. Сделан вывод о том, что реконструкция номинативной ситуации (первоначальные мотивы номинации) дает возможность максимально интерпретировать ее, в дальнейшем это позволяет использовать информацию при выявлении ассоциативных отношений. Определены факторы, формирующие номинативную ситуацию при создании зоонима: цель номинации, возраст номинанта, фонетические особенности будущего онима, особенности внутреннего мира человека, ассоциативные связи, влияние зоонимического стереотипа. Каждый фактор в процессе номинации влияет как на выбор готового имени, так и на создание нового. На основе синтеза участия факторов в создании номинативной ситуации при формировании зоонима сформулированы основные принципы, характерные для области зоонимии, базирующиеся на двух уровнях: собственно объектном и объектно-субъектном. В результате анализа факторов имянаречения сформированы основные принципы номинации: результат предполагаемой рефлексии перцепции окружающих; отражение внутреннего мира и интересов номинатора, возникающих ассоциаций; учет шкалы зоонимических стереотипов. Доказано, что создание зоонимов является результатом реализации сознательной стратегии номинанта, отражающей особенности национальной специфики мышления и соответствующих ассоциативных связей в процессе создания имени собственного.

Ключевые слова: ономасиология, зооним, номинативная ситуация, принципы номинации, мотивология, зоонимический стереотип, ассоциативные связи.

 

 

Литература

  1. Кубрякова Е.С. Номинативный аспект речевой деятельности. М., 2008. 160 с.
  2. Гридина Т.А. Этносоциокультурный контекст ономастической игры // Политическая лингвистика. 2011. № 1. С. 219–223.
  3. Хахалкина Т.В. Номинация нганасанских зоонимов // Вестник ТГПУ. 2002. № 1 (29). С. 49–54.
  4. Ростова А.Н. Метатекст как форма экспликации метаязыкового сознания (на материале русских говоров Сибири). Томск: Изд-во Томск. гос. ун-та, 2000. 194 с.
  5. Вандриес Ж. Язык (лингвистическое введение в историю). М.: Соцэкгиз, 1937. 410 с.
  6. Блинова О.И. Мотивология и ее аспекты // Вестник Томск. гос. ун-та. 2003. № 277. С. 29–32.
  7. Адилова А.Д. Основы мотивологического анализа. Кокшетау: Изд-во Кокшетауского ун-та, 1999. 118 с.
  8. Цветкова Е.В. Мотивационные аспекты в топонимии (на материале топонимии Костромы) // Вестник КГУ. 2010. № 2. С. 202–206.
  9. Воробьева И.А. Некоторые вопросы ономасиологического аспекта топонимического словообразования // Ономастическое и диалектное словообразование Алтая. Барнаул, 1985. С. 4–16.
  10. Юсифов Ю.Г. Зоологическая лексика азербайджанского языка (на основе орнитонимов): автореф. дис. … канд. филол. наук. Баку, 1985.
  11. Каналаш О.П. Двойственный аспект зоонима в лингвокультурологии // Lingua mobilis. 2009. № 5. С. 91–94.
  12. Подольская Н.В. Словарь русской ономастической терминологии. М.: Наука, 1978. 200 с.
  13. Супрун В.И. Ономастическое поле русского языка и его художественно-эстетический потенциал. Волгоград: Перемена, 2000. 172 с.
  14. Петрухина Е.В. Русское производное слово как когнитивная модель интерпретации явлений действительности // Русский язык: история, судьбы и современность. М.: МГУ, 2001. С. 6–7.
  15. Федотова Т.В. Универсальность зоонимов в аспекте отражения картины мира человека // Филологические науки. Научные доклады высшей школы. 2018. № 3. С. 23–28. DOI: 10.20339/PhS.3-18.023.
  16. Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи. Из наблюдений над речевой практикой массмедиа. СПб.: Златоуст, 1999. 320 с.
  17. Кушнерук С.Л. Денотативный и коннотативный аспекты функционирования прецедентных имен в российской и американской рекламе // Лингвистика: бюллетень Уральского лингвистического общества. Т. 13. Екатеринбург, 2004. С. 146–155.
  18. Нахимова Е.А. Прецедентные имена в массовой коммуникации. Екатеринбург: Изд-во Уральского гос. пед. ун-та, 2007. 207 с.
  19. Нахимова Е.А. Критерии прецедентности имени собственного // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2011. № 1. С. 73–83.
  20. Голев Н.Д. О природе мотивационных ассоциаций в лексике русского языка // Известия Алтайского гос. ун-та. Серия: Филология и журналистика. 1996. № 2. С. 7–11.
  21. Базовый словарь лингвистических терминов. Киев: Изд-во Гос. академии руководящих кадров культуры и искусств, 2003. С. 19–20.
  22. Жеребило Т.В. Словарь лингвистических терминов. Назрань: Пилигрим, 2010. С. 44.
  23. Васильева Н.В. Ономастические стереотипы и прецедентные имена: к соотношению понятий // Язык. Общество. Сознание: сб. ст. Казань, 2013. С. 12–25.