Корзина пуста.
Войти

Problems of the interaction of reality and fiction in Russian literature in the 20s of the XX century

Ж.К. Бакашова
80,00 ₽

УДК 821.161.1-3

https://doi.org/10.20339/PhS.1-21.119  

 

Бакашова Жылдыз Кемеловна,

доктор филологических наук, профессор,

директор Национальной библиотеки Кыргызской Республики

имени Алыкула Осмонова (Бишкек, Кыргызская Республика)

e-mail: j.k.bakashova@gmail.com

ORCID 0000-0002-9031-2651

 

Рассмотрена одна из важных проблем литературы конца ХIХ — первой половины ХХ в. — документализм художественного творчества. В работе отмечено, что литераторы и кинодеятели вводят в свои произведения реальные материалы, на основе которых создается историческое повествование. Писатели разной творческой ориентации едины в своем отношении к документальной тенденции. Исследована актуальная проблема использования прототипов русскими писателями при создании ими художественных произведений. На примере высказываний Л.Н. Толстого, Н.К. Гудзия, Ф.М. Достоевского, Н.В. Гоголя, В.Г. Белинского, А. Серафимовича, А. Тодорского, А. Блока рассмотрены взгляды русских писателей на проблему взаимодействия реальности и художественного вымысла в их творчестве. Русские писатели считали, что художественная правда неотделима от правды жизненной, реальная действительность — основа, питающая искусство. Но не менее значимо творческое осмысление жизненных фактов. Путь от прототипа к художественному образу, создаваемому писателем в произведении, тесно связан с образным видением мира, с обобщением и индивидуализацией, с эстетическим осмыслением реальных фактов, существует диалектическая связь искусства с жизнью. Адекватное воссоздание событий предполагает их эстетическое осмысление писателем.

Ключевые слова: русская литература, прототип, прототипика, взаимодействие реальности и художественного вымысла в литературе.

 

Литература

1. Добин Е. Жизненный материал и художественный сюжет. Л.: Сов. писатель, 1956. 267 с.

2. Медведев П. В лаборатории писателя. Л.: Сов. писатель, 1971. 392 с.

3. Цейтлин А. Труд писателя. М.: Сов. писатель, 1968. 563 с.

4. Белоусов Е. О чем умолчали книги. М.: Сов. писатель, 1971. 278 с.

5. Свирский В. Откуда вы, герои книг? М.: Книга, 1972. 176 с.

6.Андроникова М.И. От прототипа к образу. М.: Наука, 1974. 200 с.

7. Письма Л.Н. Толстого. М., 1911. Т. 2 (1855–1910).

8. Гудзий Н. Что считать «каноническим» текстом «Войны и мира» // Новый мир. 1963. № 4.

9. Гудзий Н. Как работал Л. Толстой. М., 1936.

10. Гольденвейзер А. Вблизи Толстого. М., 1959.

11. Толстой Л.Н. Полн. собр. соч.: в 90 т. М., 1953. Т. 66.

12. Толстой Л.Н. Полн. собр. соч.: в 90 т. М., 1953. Т. 52.

13. Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: в 15 т. М.; Л., 1929. Т. 2.

14. Гоголь Н.В. О литературе. М., 1952.

15. Белинский В.Г. Собр. соч.: в 9 т. М., 1982. Т. 8.

16. Серафимович А.С. Собр. соч.: в 4 т. М., 1980. Т. 4.

17. Блок А. Собр. соч.: в 8 т. М.; Л., 1962. Т. 6.