Корзина пуста.
Войти

Проблемы билингвальной языковой личности в свете лингвокогнитивистики

Н.Ф. Алефиренко, Й. Кеснер
80,00 ₽

https://doi.org/10.20339/PhS.5-19.003

 

Алефиренко Николай Федорович,

доктор филологических наук, профессор

кафедры русского языка и литературы

Университет Градец-Кралове, Чехия

e-mail: alefirenkon@yandex.ru

 

Кеснер Йиндржих,  

кандидат филологических наук, старший преподаватель

кафедры русского языка и литературы

Университет Градец-Кралове, Чехия

e-mail: jindrich.kesner@uhk.cz

 

Дискуссионный характер статье придает критическое осмысление неоднозначных подходов отечественных и зарубежных ученых к вопросу о билингвизме во всех его ипостасях: двуязычии, собственно билингвизме и диглоссии. Рассмотрено влияние билингвизма на интеллектуальное становление языковой личности. Приведены аргументы относительно влияния билингвизма на интеллектуальное развитие человека. Отмечено, что позитивное влияние билингвизма на интеллектуальное развитие языковой личности происходит при условии мотивации ребенка на овладение интеллектуально-эмотивным потенциалом межкультурной коммуникации.

Ключевые слова: билингвизм, двуязычие, диглоссия, интеллектуальное развитие, мышление, интеллектуальные способности билингва.

 

Литература

1. Круглякова Т.А. Проблемы изучения билингвизма: книга для чтения // Из истории изучения проблем многоязычия. СПб.: Златоуст, 2014.

2. Буслаев Ф.И. Опыт исторической грамматики русского языка. Ч. 1: Этимология. М.: Университетская типография, 1858.

3. Алферов А.Д. Родной язык в средней школе: Опыт методики. М.: Сотр. шк., 1911.

4. Щерба Л.В. К вопросу о двуязычии // Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. Л., 1974. С. 313–318.

5. Baker C. Foundations of bilingual education and bilingualism. Multilingual Matters Ltd., 1993.

6. Chipongian L. The cognitive advantages of balanced bilingualism.  URL: http://www.istp.org/community/resources/CognitiveAdvantagesBilingualism.pdf

7. Эпштейн И. Размышления о языке. 1947.

8. ДВЯ — Двуязычие и взаимовлияние языков / отв. ред. М.М. Михайлов. Чебоксары: Изд-во ЧГУ, 1990.

9. Бехтерев В.М. Феномены мозга. М.: АСТ, 2016.

10. Выготский Л.С. К вопросу о многоязычии в детском возрасте // Собр. соч. в 6 т. Т. 3. М., 1983. С. 329–337.

11. Богус М.Б. Влияние билингвизма на интеллектуальное развитие личности обучаемых // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3: Педагогика и психология. 2008. № 4. С. 40–44.

12. Abdelilah-Bauer Barbara. Le défi des enfants bilingues. Grandir et vivre en parlant plusieurs langues. Paris: La Découverte, 2006.

13. Weinreich U. Languages in contact. New York, 1953.

14. Блумфилд Л. Язык: пер. с англ. Е.С. Кубряковой, В.П. Мурат. М.: Прогресс, 1968.

15. Емельянова Я.Б. Различные подходы к оценке влияния билингвизма на интеллектуальное развитие личности // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2010. Вып. 2. С. 91–102.

16. Гавранек Б. К проблематике смешения языков // Новое в лингвистике. 1972. Вып. 6. С. 94–111.

17. Алефиренко Н.Ф., Нуртазина М.Б. Реализация коммуникативно-прагматического потенциала дискурсивного мышления в полилингвальном образовании // Полилингвальная школа: концепция и модель образовательного процесса: сб. ст. / отв. ред. Е.А. Журавлева. Астана: Изд-во ИП «Дана», 2017. С. 55–62.

18. Ferguson Ch.A. Diglossia. 1959. Word 15. P. 325–340.

19. Bialystok E. Cognitive control and lexical access in younger and older bilinguals // Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition. 2009. No. 34 (4). Р. 859–873.

20. Бабыкин А.В. Иностранные языки спасают от болезни Альцгеймера // Мedicalblog. Блог о здоровом образе жизни. URL: https://medicalblog.ru/?p=6

21. Дьячков М.В. Проблемы двуязычия (многоязычия) и образования. М.: Институт национальных проблем МО РСФСР, 1991.

22. Салехова Л.Л. Билингвизм и мышление. Saarbrucken: Lambert Academic Publishing GmbH&Co.KG, 2012.

23. Черниговская Т.В. Билингвизм и мозг. Изучение иностранных языков и мозг. Изучение второго языка. Тверь, 1983.