Корзина пуста.
Войти

Provocation and provocateurs: one of aspects of the Russian revolution in M. Gorky’s and A. Solzhenitsyn’s image

М.М. Голубков
80,00 ₽

https://doi.org/10.20339/PhS.6-18.091

 

Голубков Михаил Михайлович,

доктор филологических наук,

профессор филологического факультета

МГУ имени М.В. Ломоносова,

кафедра истории новейшей русской литературы

и современного литературного процесса

e-mail: m.golubkov@list.ru

 

В статье предпринимается попытка сопоставить творчество двух великих русских писателей ХХ века, которые традиционно воспринимаются как антиподы: М. Горького и А.И. Солженицына. Однако логика юбилейного 2018 года заставляет думать не только о принципиальном различии их идейно-эстетических взглядов, но и искать общие для них точки схождения. Это и масштаб созданного обоими, и обращение к наиболее важным моментам национальной жизни ХХ века, и множественные типы русской жизни предреволюционной и пореволюционной эпохи, написанные ими. Это и характер их отношений с властью, и обращение к трагедии русской истории — к ГУЛАГУ.

Среди подобных точек схождения — и образы провокаторов, созданных обоими писателями, и обращение к самой теме провокации как к некоему сопутствующему обстоятельству революционной работы. Горький создает образы Азефа, Георгия Гапона, вымышленного Петра Каразина (рассказ «Карамора»). Однако для Солженицына суть провокации очевидна: она логична, рациональна, преследует четко обозначенные цели и является естественной формой революционной борьбы, хотя и отвратительной с моральной точки зрения. Горький, в отличие от Солженицына, не может понять провокацию как форму революционного дела, так как революция для него свята, благородна и мыслится как наилучшая форма преображения жизни. Поэтому провокаторство Гапона или Караморы предстают под пером писателя как необъяснимые явления.

Ключевые слова: М. Горький, Солженицын, провокатор, провокация, Карамора, Гапон, Богров, Столыпин, террор, террористический акт, революционная борьба.

 

Литература

1. Солженицын А.И. Красное колесо: повествованье в отмеренных сроках. Т. 2: Узел 1: Август Четырнадцатого. М.: Воениздат, 1993.

2. Горький М. Полн. собр. соч.: худож. произв. в 25 т. М.: Наука, 1968–1976.

3. Спиваковский П.Е. Ленин и черт: история одной (не)встречи в эпопее А.И. Солженицына «Красное Колесо» // Записки русской академической группы в США. Нью-Йорк, 2010. Т. 36. С. 121–139.

4. Роднянская И.Б. Ленин: художественно-исторический портрет за гранью идеологий // Посев. 2009. № 12. С. 28–33.