Корзина пуста.
Войти

The plot of salvation in Russian classic novel

И.А. Беляева
80,00 ₽

https://doi.org/10.20339/PhS.6-16.044  

 

Беляева Ирина Анатольевна,

доктор филологических наук, профессор

кафедры русской литературы ИГН МГПУ,

профессор МГУ имени М.В. Ломоносова

E-mail: belyaeva-i@mail.ru

 

В статье рассматривается вершинное явление классического периода русской литературы — русский роман, который фиксировал общую и насущнейшую для отечественных романистов XIX в. тенденцию: воссоздать картину «восстановления погибшего человека» (Ф.М. Достоевский), изобразить оцельнение «ветхого» человека (И.А. Гончаров). Русский классический роман активно разрабатывал тот вариант «сюжета спасения», который позволял современному человеку преодолеть трагический разлад с миром и восстановить живые связи с социумом, природой, мирозданием.

Ключевые слова: русский классический роман, типология, сюжет спасения, «Божественная Комедия», «Фауст».

 

Литература

 

Оригинальные источники

  1. Гончаров И.А. Полн. собр. соч. и писем: В 20 т. — СПб.: Наука, 1997 — по наст. время.
  2. Достоевский Ф.М. Собр. соч.: В 15 т. Т. 11. — Л.: Наука, 1993. — 572 с.
  3. Переписка И.А. Гончарова с великим князем Константином Константиновичем / Публ. [вступ. ст. и примеч.] Е.К. Демиховской, О.А. Демиховской // Российский архив. — 1994. — Т. V. — С. 176–240.
  4. Пушкин А.С. Полн. собр. соч.: В 17 т. — М.: Воскресенье, 1994—1996.
  5. Толстой Л.Н. Полн. собр. соч. Юбилейное издание: В 90 т. Т. 13. Война и мир. Черновые редакции и варианты. — М.; Л.: ГИХЛ, 1946. — 882 с.
  6. Толстой Л.Н. Полн. собр. соч. Юбилейное издание: В 90 т. Т. 16. Несколько слов по поводу книги «Война и мир». — М.; Л.: ГИХЛ, 1955. — 256 с.
  7. Тургенев И.С. Полн. собр. соч. и писем: В 28 т. Письма: В 13 т. Т. 3. — М.; Л.: Наука, 1961. — 732 с.

 

Источники

  1. Аветисян В.А. Гёте и Данте: уч. пос. — Ижевск: Изд-во Удмуртского ун-та, 1998. — 85 с.
  2. Беляева И.А. Генезис русского классического романа («Божественная комедия» Данте и «Фауст» Гёте как истоки жанра): уч. пос. Ч. I. — М.: МГПУ, 2011. — 280 с.
  3. Беляева И.А. Генезис русского классического романа («Божественная комедия» Данте и «Фауст» Гёте как истоки жанра): уч. пос. Ч. II. —М.: МГПУ, 2011. — 108 с.
  4. Беляева И.А. Проза И.С. Тургенева 1850-х годов: «фаустовские» истоки и смыслы  // Известия РАН. Серия литературы и языка. — 2015. — Т. 74. — № 6. — С. 5–18.
  5. Вердеревская Н.А. Русский роман 40–60-х годов XIX века: Типология жанровых форм. — Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 1980. — 133 с.
  6. Волкова Е.И. Сюжет о спасении в русской, английской и американской литературе. — М.: НОПАЯЗ, 2001. — 284 с.
  7. Линков В.Я. Свой путь русского реализма // Русская словесность. — 2012. — № 5. — С. 9–21.
  8. Лотман Ю.М. Сюжетное пространство русского романа XIX столетия / Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3 т. Т. 3. — Таллинн: Александра, 1993. — С. 91–106.
  9. Назиров Р.Г. О мифологии и литературе, или Преодоление смерти. Статьи и исследования последних лет. — Уфа: Уфимский полиграфкомбинат, 2010. — 408 с.
  10. Недзвецкий В.А. История русского романа XIX века. Неклассические формы. — М.: Изд-во Московского ун-та, 2011. — 152 с.
  11. Недзвецкий В.А. Классический русский роман XIX века: своеобразие героя и жанра // Известия РАН. Серия литературы и языка. — 2013. — Т. 72. — № 5. — С. 3–15.
  12. Недзвецкий В.А. Русский социально-универсальный роман XIX века: Становление и жанровая эволюция. — М.: Диалог-МГУ, 1997. — 262 с.
  13. Одиноков В.Г. Художественная системность русского классического романа: проблемы и суждения. — Новосибирск: Наука. Сибирское отд., 1971. — 196 с.
  14. Тамарченко Н.Д. Русский классический роман XIX века. Проблемы поэтики и типологии жанра. — М.: Издат. центр Российского гос. гуманитарного университета (РГГУ), 1997. — 203 с.
  15. Цвейг С. Статьи. Эссе. «Вчерашний мир. Воспоминания европейца». — М.: Радуга, 1987. — 448 с.
  16. Шевырев С.П. Дант и его век: Исследование о Божественной Комедии // Ученые записки Императорского Московского университета. — 1834. — Ч. 3. — № 8. — С. 336–373.
  17. Шеллинг Ф. Философия искусства. — М.: Мысль, 1966. — 496 с.
  18. Эсалнек А.Я. Общее и особенное в развитии русского и западноевропейского романа // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. — 2002. — № 4. — С. 40–48.
  19. Эсалнек А.Я. Типология романа (теоретический и историко-литературный аспекты). — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991. — 159 с.