Корзина пуста.
Войти

Готические мотивы в рассказах А. Конан Дойля «Коричневая рука» и В. Фёдорова «Лунная соната»

М.А. Бурцева, А.А. Бурцев
80,00 ₽

УДК 821.091

https://doi.org/10.20339/PhS.6-22.120            

 

Бурцева Марина Анатольевна,

кандидат филологических наук,

доцент кафедры восточных языков и страноведения

Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова

e-mail: Donnarosa36912@mail.ru

Бурцев Анатолий Алексеевич,

доктор филологических наук,

профессор кафедры русской и зарубежной литературы

Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова

e-mail: Anatoly_burtsev44@mail.ru

 

Проведено сравнительное исследование рассказов А. Конан Дойля «Коричневая рука» и В. Фёдорова «Лунная соната» в контексте эстетических принципов готической прозы. Значительные типологические схождения выявлены, в частности, в развитии сюжета об искуплении вины, складывающегося из прибытия главного героя в дом родственника, столкновения со сверхъестественными явлениями, поисков путей помощи и финального избавления от проклятия. В произведениях представлена сходная система персонажей: пожилой глава семьи, его молодой родственник, придерживающийся рационального взгляда на мир, неупокоенный призрак и эпизодический персонаж — невинная жертва происходящих зловещих событий. Готический хронотоп в рассказах сконцентрирован вокруг отдаленного, уединенного места действия, разворачивающегося преимущественно в ночное время. Существенные параллели обнаружены в системе ключевых мотивов: в мотивах отчуждения и страха, формирующих особую, мрачную атмосферу, в сюжетообразующих мотивах роковой тайны и сверхъестественного вторжения (явления призраков), несущих идейно-художественный смысл преследования и вины.

Ключевые слова: готический рассказ, сюжет, система персонажей, хронотоп, мотив, А. Конан Дойль, В. Фёдоров.

 

 

Литература

  1. Васильева И.Н. Причуды готики // Шедевры английского готического рассказа: в 2 т. Т. 1. М.: Слово, 1994. C. 5–10.
  2. Дойль А.К. Коричневая рука // Шедевры английского готического рассказа: в 2 т. Т. 1. М.: Слово, 1994. С. 533–556.
  3. Жирмунский В.М. Проблемы сравнительно-исторического изучения литератур // Сравнительное литературоведение. Восток и Запад / В.М. Жирмунский. Л.: Наука. Ленинград. отд‑е, 1979. С. 66–83.
  4. Липинская А.А. «Злой граф»: к истории одного типажа в британской готической новелле. URL: https://conference-spbu.ru/conference/40/reports/10132/ (20.02.2022).
  5. Писатели Якутии: биобиблиографический справочник. Якутск: Бичик, 2019. С. 634–636.
  6. Полякова А.А. Готическая проза // Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий. М.: Изд‑во Кулагиной: Intrada, 2008. С. 49–50.
  7. Тюпа В.И. Введение в сравнительную нарратологию: науч.-учеб. пособие. М.: Intrada, 2016. 145 c.
  8. Фёдоров В.Н. Лунная соната // Сезон зверя / В.Н. Фёдоров. Якутск: Бичик, 1999. С. 178–192.
  9. Чамеев А.А. В традициях «старого доброго страха», или Об одном несерьезном жанре британской литературы // Дом с призраками: английские готические рассказы. СПб.: Азбука-классика, 2007. С. 5–18.
  10. Чамеев А.А., Брилова Л.Ю. Артур Конан Дойль // Маленькое привидение: рассказы. М.: Эксмо, 2008. С. 625–630.
  11. Doyle A. Conan. The brown hand. URL: https://gutenberg.net.au/ebooks06/0603131.txt (14.02.2022).
  12. Freeman N. The Victorian ghost story // Victorian Gothic: An Edinburgh Companion. Edinburgh: Edinburgh University Press, 2012. P. 93–107.
  13. Varma D.P. The Gothic flame. London: Arthur Barker Ltd., 1957. 264 p.