Корзина пуста.
Войти

Metaphors of stopping time in modern literature

Э.Ф. Шафранская, Г.Т. Гарипова, А.И. Смирнова
80,00 ₽

УДК 82-3

https://doi.org/10.20339/PhS.4-22.132         

 

Шафранская Элеонора Федоровна,

доктор филологических наук, доцент,

профессор кафедры русской литературы

Московский городской педагогический университет

e-mail: shafranskayaef@mail.ru

Гарипова Гульчира Талгатовна,

кандидат филологических наук, доцент,

доцент кафедры русской и зарубежной филологии

Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых

e-mail: ggaripova2017@yandex.ru

Смирнова Альфия Исламовна,

доктор филологических наук, профессор,

заведующая кафедрой русской литературы

Московский городской педагогический университет

e-mail: alfia-smirnova@yandex.ru

 

Проанализированы метафоры остановившегося времени, определяемые как художественные способы репрезентации советской эпохи в постсоветском дискурсе. Метафора рассмотрена как рефлексия «умирающего века», фрактально соединившая начало ХХ столетия и современный период в едином семиотическом поле художественной историографии (пост)советской эпохи. Цель настоящей работы — показать многомерный характер метафорической взаимообратимости смысловых концептов «время есть история» и «история есть время». Новизна работы заключается в анализе художественных экспериментальных миропроектов, в которых метафорика фиксирует модели «время как иллюзия» и «время как тело». Приведены различные образы «психейного хронотопа», в которых метафора остановившегося времени фиксирует особые измененные состояния сознания (идеологические, культурные и личностные), формирующие художественный «миф потрясенного сознания» ХХ века: например, у Сухбата Афлатуни — летаргарий, у Саши Филипенко — альцгеймер и кома, у Л. Петрушевской — раздвоение личности, у Е. Водолазкина — состояние tabula rasa и др. Выделены и исследованы такие метафорические формы, как время-сознание, тело-время, время-лабиринт, время-фрактал и др. Особо акцентировано коллективно-неверное время, обозначенное А. Битовым как выход из времени-лабиринта «эпохи культа личности» в общее пространство оттепельной правды. Пронализирована мифосемантика метафорического образа времени-существа и времени-вещества в романах Киора Янева «Южная Мангазея» и Анри Волохонского «Роман-покойничек», сопрягающих имперское время и танатологическую парасемантику.

Ключевые слова: метафора остановившегося времени, советская эпоха, постсоветский дискурс, имперское время, Саша Филипенко, С. Афлатуни, А. Битов, Е. Водолазкин, А. Варламов, Л. Петрушевская, Н. Эшонкулов, Киор Янев, Анри Волохонский.

 

Литература

1. Терц А. Что такое социалистический реализм? // Литературное обозрение. 1989. № 8. С. 89–100.

2. Юрчак А. Это было навсегда, пока не кончилось. Последнее советское поколение. М.: НЛО, 2014. 664 с.

3. Иванова Н. Ностальящее. Собрание наблюдений. URL: https://booksonline.com.ua/view.php?book=117482 (20.12.2020).

4. Анчел Е. Мифы потрясенного сознания / пер. с венг. М.: Политиздат, 1976. 176 с.

5. Филипенко С. Бывший сын: роман. М.: Время, 2018. 208 с.

6. Филипенко С. Красный Крест: роман. М.: Время, 2018. 224 с.

7. Афлатуни С. Глиняные буквы, плывущие яблоки: повести. М.: Эксмо, 2020. 384 с.

8. Афлатуни С. Дикий пляж: повести и рассказы. М.: РИПОЛ классик, 2016. 276 с.

9. Афлатуни С. Ташкентский роман: повесть. СПб.: Амфора, 2006. 239 с.

10. Современная западная философия: словарь. М.: Политиздат, 1991. 414 с.

11. Эшонқул Н. Муолажа (ҳикоя). Рўзномачи йигитнинг ёзганлари / пер. с узбек. Г.Т. Гариповой. URL: https://ziyouz.uz/ozbek-nasri/nazar-eshonqul/nazar-eshonqul-muolaja-hikoya/ (09.01.2022).

12. Николина Н.А. Филологический анализ текста. М.: Академия, 2003. 256 с.

13. Чупринин С. Оттепель. События. Март 1953 — август 1968 года. М.: НЛО, 2020. 1192 с.

14. Чупринин С. Оттепели сопротивлялась не только власть, но и население // Новая газета. 2020. № 118. URL: https://novayagazeta.ru/articles/2020/10/25/87689-sergey-chuprinin-ottepeli-soprotivlyalas-ne-tolko-vlast-no-i-naselenie (20.12.2020).

15. Битов А. Роман-музей «Пушкинский дом». URL: https://iknigi.net/avtor-andrey-bitov/72764-pushkinskiy-dom-andrey-bitov/read/page-24.html (12.12.2021).

16. Подорога В.А. Выражение и смысл. Ландшафтные миры философии: Киркегор, Ницше, Хайдеггер, Пруст, Кафка. М.: Ad Marginem, 1995. 427 с.

17. Петрушевская Л. Лабиринт // Октябрь. 1999. № 5. URL: https://magazines.gorky.media/october/1999/5/labirint-2.html (12.02.2018).

18. Водолазкин Е. Авиатор: роман. М.: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2016. 410 с.

19. Латынина А. Кто управляет историей? Заметки о романе Алексея Варламова «Мысленный волк» // Новый мир. 2014. № 9. С. 180–188. URL: http://www.nm1925.ru/Archive/Journal6_2014_9/Content/Publication6_1221/Default.aspx (12.11. 2021).

20. Пульсон К. Мысль становится волком. Финалист «Большой книги» Алексей Варламов и режиссер Владимир Хотиненко нашли друг друга // Сайт Года литературы. URL: https://godliteratury.ru/articles/2015/11/27/mysl-stanovitsya-volkom (09.01.2022).

21. Янев К. Южная Мангазея: романы. СПб.: Jaromír Hladík press, 2020. 320 с.

22. Волохонский А. Собрание произведений: в 3 т. М.: НЛО, 2012. Т. 2. 432 с.

23. Гарипова Г.Т. Забытые тени питерского андеграунда: поэтика Анри Волохонского как способ разрыва пределов // Забытые писатели: сб. ст. / сост. и ред. Э.Ф. Шафранская. СПб., 2021. С. 314–331.