Корзина пуста.
Войти

The artistic concept of “The Past” in the foreign prose of I.A. Bunin

Е.В. Сергеева
80,00 ₽

УДК 811.161.1`42

https://doi.org/10.20339/PhS.3-22.072                               

 

Сергеева Елена Владимировна,

доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена

e-mail: elena.v.sergeeva@gmail.com

 

Рассмотрены особенности вербализации художественного концепта «прошедшее» в произведениях И.А. Бунина 1920–1940-х гг. Концепт — универсальное для данного языка вербализованное ментальное образование, осознаваемое языковой личностью как инвариантное значение ассоциативно-семантического поля. Художественный концепт в произведении можно рассматривать и как воплощение основ мировоззрения автора, и как исходную точку динамического формирования текста, и как семантический центр этого текста. Этот эстетический ментальный конструкт выполняет четыре основные функции: текстообразующую, сюжетообразующую, смыслообразующую и собственно образную. Примером подобного феномена является художественный концепт «прошедшее» в прозе И.А. Бунина зарубежного периода его творчества. Художественный концепт «прошедшее», не равный концепту «прошлое», продемонстрирован в качестве примера типичного индивидуально-авторского концепта в художественной картине мира писателя. Отмечено, что художественный концепт и концепт-универсалия — две разновидности концепта, имеющие специфические особенности. Содержание художественного концепта «прошедшее» часто связано со смыслами не только темпоральными, но и идеологическими, локальными, ценностными, а репрезентироваться концепт может как отдельными лексемами и словосочетаниями, так и развернутыми экспликантами — предложениями и микроконтекстами, что характерно именно для концепта художественного. Описаны способы экспликации художественного концепта «прошедшее» в текстах Бунина с помощью лексем, словосочетаний, предложений и целых фрагментов текста. Выводы, сделанные автором, демонстрируют значимость анализа художественного концепта «прошедшее» не только для понимания художественной картины мира позднего И. Бунина, но и для художественной концептологии в целом.

Ключевые слова: концепт-универсалия, художественный концепт, индивидуально-авторский концепт, художественная картина мира, когнитивная поэтика, художественная концептология.

 

Источник

Бунин И.А. Собрание сочинений. Т. 4. URL: https://ruslit.traumlibrary.net/page/bunin.html.

 

Литература

1. Антология концептов. Волгоград: Парадигма, 2006. Т. 4. 357 с.

2. Антология художественных концептов русской литературы XX века. М.: Флинта, 2013. 356 с.

3. Бабушкин А.П., Стернин И.А. Когнитивная лингвистика и семасиология. Воронеж: Ритм, 2018. 229 с.

4. Заботкина В.И., Позднякова Е.М. Репрезентация концепта COUNTERACTION в социально-культурном контексте глобальной угрозы // Вопросы когнитивной лингвистики. 2020. № 4. C. 33–42.

5. Коканова Е.С., Лютянская М.М. Репрезентация концепта Архангельск в дневниках участников арктических конвоев // Вопросы когнитивной лингвистики. 2020. № 2. C. 54–63.

6. Ревзина О.Г. Размышления о когнитивной поэтике // Критика и семиотика. 2019. № 2. URL: https://www.philology.nsc.ru/journals/kis/content.php?vol=37 (10.05.2021).

7. Чемодурова З.М., Яловенко М.А. Концепт CHILDHOOD в постмодернистском автобиографическом повествовании // Вопросы когнитивной лингвистики. 2020. № 2. С. 41–53.

8. Бабушкин А.П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка, их личностная и национальная специфика: автореф. дис. … д-ра филол. наук. Воронеж, 1998.

9. Попова З.Д., Стернин И.А. Очерки по когнитивной лингвистике. Воронеж: Истоки, 2001. 191 с.

10. Миллер Л.В. Художественная картина мира и мир художественных текстов. СПб.: СПбГУ, 2003. 156 с.

11. Сергеева Е.В. Специфика вербализации художественного концепта «Природа» в произведениях Г. Яхиной // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2020. № 197. С. 147–153.

12. Бабенко Л.Г., Бабенко В.Г. Когнитивные технологии в филологии: концептуальный анализ художественного текста // Вопросы когнитивной лингвистики. 2019. Вып. 4. С. 135–140.

13. Бабенко Л.Г., Васильев И.Е., Казарин Ю.В. Лингвистический анализ художественного текста. URL: http://lib4all.ru/base/B3571/B3571Part10-40.php# #] (20.05.2021).

14. Красных В.В. От концепта к тексту и обратно // Вестник Московского ун-та. Сер. 9: Филология. 1998. № 1. C. 9–24.

15. Словарь русского языка / под ред. А.П. Евгеньевой. М.: Русский язык, 1987. Т. 3.