Корзина пуста.
Войти

Mystical Metaprose of the 20th Century: genesis and metamorphosis (Herman Hesse — Vladimir Nabokov — Mikhail Bulgakov)

А.В. Злочевская
2 000,00 ₽

УДК 82.09-3:808.1

ББК 83.3(0)6

З-68

DOI 10.20339/978-5-905998-07-2-2021-1-224Zl

Злочевская А. В.

З-68  Мистическая метапроза ХХ века: генезиc и метаморфозы (Герман Гессе — Владимир Набоков — Михаил Булгаков): научное издание. Изд. 2-е, испр.— М.: АЛМАВЕСТ, 2021. — 224 с. — (Библиотека журнала «Филологические науки. Научные доклады высшей школы»). Выпуск 1: обл. 

 

ISBN 978-5-905998-07-2

Книга доктора филологических наук А. В. Злочевской посвящена феномену ХХ века «мистическая метапроза». Исследование выстроено по законам логики: описание явления и его генезиса,эстетическая стратегия трех писателей, жанровая модель, поэтика. Автор указывает на творческую близость писателей в области эстетической и метафизической проблематики произведений,  трагикомического видения мира. Книга адресована широкой интеллектуальной аудитории — в первую очередь ученым и студентам филологических  факультетов, а также всем, кто интересуется творчеством Гессе, Набокова и Булгакова.

От автора

В предлагаемой читателю монографии впервые в науке описан уникальный литературный феномен — мистическая метапроза ХХ в., канонические версии которого создали в своих произведениях Герман Гессе, Владимир Набоков, Михаил Булгаков.

Несколько слов о истории рождения концепции мистическая метапроза. Прежде всего, сочинение этой книги шло совсем не в той последовательности и далеко не в том логическом порядке, как это представлено в той четкой формулировке, c которой я начала свое предисловие «От автора». Гессе — Набоков — Булгаков c юности были моими любимыми писателями. И мне хотелось о них написать. А затем подумалось, что если они мои любимые, значит, есть у них что-то общее и это общее интересно найти.

Отвергнув гностический ракурc исследования, я поняла, что внутреннее сродство Германа Гессе Владимира Набокова Михаила Булгакова лежит не в области их мировоззрений, но гораздо глубже — в типологии их художественных стилей: креативно-эстетической стратегии, жанра и в особенности поэтики. Проанализировав нити генетико-типологической связи между творческими стилями Г. Гессе, В. Набокова и М. Булгакова, сперва я думала, что речь идет о близости в рамках одного из течений модернизма — мистического реализма [111].

Однако эта интерпретация оказалась ошибочной, поскольку в романах Гессе —Набокова — Булгакова, кроме системы «художественного двоемирия», характерного для мистического реализма, явственно проявился третий структурный уровень — художественный. Так родилось понятие мистическая метапроза ХХ в.

Дальнейшее исследование этого литературного феномена развивалось вполне по законам логики: описание явления и его генезиса → теоретическая основа, креативно-эстетическая стратегия трех писателей → жанровая модель мистического метаромана → поэтика мистической метапрозы.

Предоставленный наследием Г. Гессе, В. Набокова и М. Булгакова материал для анализа несопоставим по объему: это практически все творчество Набокова — от «Защиты Лужина» до «Посмотри на арлекинов!», с одной стороны, и лишь «Степной волк» и «Игра в бисер» Г. Гессе, «Театральный роман» и «Мастер и Маргарита» М. Булгакова — с другой. Поэтому я в большей степени сосредоточусь на сравнительно-типологическом анализе «Степного волка», «Дара» и «Мастера и Маргариты», как наиболее ярких образцах металитературной версии мистического реализма ХХ в. В случае Набокова я привлекаю для анализа материал и других произведений писателя, в которых отличительные черты мистической метапрозы проявили себя более ярко и отчетливо, чем в «Даре».

 

Оглавление

От автора 9

Введение 11

Глава 1. Эстетика мистической метапрозы

Антиреалистическая концепция сочинительства 30

«Жизнь действительная» — воображение — креация 32

«Жизнь действительная» — воображение — память 34

Сочинительство как языковая игра у Набокова 36

Игровая концепция искусства Гессе, Набокова, Булгакова 41

Юмор и сатира 44

Эстетическая концепция Гессе, Набокова, Булгакова 46

Глава 2. Жанр мистического метаромана

Сочинительство как миротворчество 48

Трехмерная модель мира 50

Типология образа главного героя мистического метаромана 52

Художественная метареальность романов 59

«Степной волк» 59

«Мастер и Маргарита» 65

«Дар» 94

Художественная и историческая правда мистической метапрозы 99

Концепт «исторической личности» 99

«Художественные сны» о Гёте и Моцарте 103

Миф и реальность. «Понтий Пилат» 107

«Жизнь Чернышевского» 115

Типология «внутренних текстов» Набокова и Булгакова 125

Концепт человека в творчестве Гессе, Набокова и Булгакова 127

Глава 3. Игровая поэтика мистической метапрозы

«Зеркальная» образность 134

Зеркала и зазеркалья в романах Гессе, Набокова и Булгакова 136

Парадоксы литературного хронотопа 147

Интертекстуальность и реминисценции 158

Реминисцентно-аллюзийная ориентация в прошлое 166

«Степной волк» 166

«Дар» 169

«Мастер и Маргарита» 170

Образ автора: загадки, головоломки и ребусы 182

«Степной волк» 182

«Мастер и Маргарита» 184

«Дар» 190

Заключение 206

Библиографический список 209

Предметный указатель 223