Корзина пуста.
Войти

Message from Fedor Karpov to metropolitan Daniel and the scribe “The beginning of the messages...”: to the question of the interaction of the letter and the scribe in Old Russian literature

М.Д. Кузьмина
80,00 ₽

УДК 82.091

https://doi.org/10.20339/PhS.1-21.036

 

Кузьмина Марина Дмитриевна,

кандидат филологических наук, доцент

Высшей школы печати и медиатехнологий Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна,

докторант кафедры русской литературы

Российского государственного университета им. А.ИГерцена

e-mail: mdkuzmina@mail.ru

 

В статье поднимается вопрос о взаимодействии древнерусских письмовников и отдельных образцов эпистолярного жанра. Устанавливается связь между посланием Федора Карпова к митрополиту Даниилу и письмовником «Посланием начало…», созданным, как и упомянутое послание, в XVI в. И в послании, и в письмовнике актуализирована интенция делового письма, послания-поучения и светского дружеского письма. Первая вводит почтительно-комплиментарную тональность (адресант ниже адресата), вторая — учительную (адресант выше адресата), третья — собственно дружескую (они «равноправны»). Это позволяет Федору Карпову гибко вести эпистолярную беседу с корреспондентом: расположить его к себе, вызвать доверие, а затем, уже располагая этим доверием, противопоставить его точке зрения свою и преподнести ее как авторитетную, наконец, смело утверждать «равнозначность» обеих точек зрения. Это вполне секулярная, гуманистическая позиция, присущая Федору Карпову, человеку светскому, дипломату, одному из ранних русских европейцев. Он начинает говорить с митрополитом Даниилом привычным для митрополита Даниила языком, в традициях древнерусского эпистолярного общения: самоуничижается и превозносит собеседника, вводит антитезу «адресант-грешник / адресат-праведник». Своего корреспондента характеризует, как это было сделано и в письмовнике «Посланием начало…», через его высокое положение, мудрость, просвещенность, чистоту и красоту души, метафоры цветения, благоухания и света. Себя — по принципу контраста. Вводит, как и автор письмовника, традиционный средневековый мотив плавания и образ корабля, поднимает вопрос о «кормчем». Но если в письмовнике, ориентированном преимущественно на эпистолярное общение подчиненного с начальником и налаживание отношений, продвижение по служебной лестнице, именно начальнику отводилась почетная роль «кормчего», то в послании Федора Карпова означенные мотив и образ переосмысляются в секулярном ключе. Речь идет о том, что для монашествующих путь лежит к небесной гавани и «кормчий» Христос, тогда как светский человек «плавает» в земном мире и едва ли нуждается в «кормчем», сам выбирает себе путь. Подкрепляя свои суждения цитатами из Священного Писания (строго отобранными и расположенными в тексте, разумеется, именно так, как это нужно автору), Федор Карпов остается в древнерусской традиции, утвержденной за эпистолярным жанром рассматриваемым письмовником. Но он не ограничивается этой традицией. С цитатами из Священного Писания в послании к митрополиту Даниилу соседствуют цитаты из античной литературы, и суждение Аристотеля оказывается для Федора Карпова гораздо более аутентичным, чем суждение апостола Павла. Таким образом, из сферы, близкой адресату, автор переводит эпистолярное общение в свою сферу. Этот светский цитатный план полностью отсутствовал в письмовнике, но письмовник, предлагавший пользователям в соответствии с заглавием только «начало» посланий, давал большие возможности для экспериментов. Федор Карпов, которому так дорого было европейское индивидуальное начало, не мог ими не воспользоваться. На основе письмовника он создал, с одной стороны, современное, безупречно «правильное», написанное по требованиям «риторики» письмо, как и подобает образованному человеку, а с другой — письмо очень самостоятельное, персональное, отразившее его личность. Впрочем, есть вероятность и обратной связи: возможно, не письмовник лег в основу творческого эксперимента Федора Карпова, а эпистолярный текст Карпова — в основу письмовника.

Ключевые слова: письмовник, «Посланием начало…», Федор Карпов, послание к митрополиту Даниилу, эпистолярный жанр, письмо, послание, древнерусская литература, древнерусская эпистолография.

 

Литература

  1. Демин А.С. Русские письмовники XV–XVII веков (К вопросу о русской эпистолярной культуре): автореф. дис. … канд. филол. наук. Л., 1963.
  2. Демин А.С. Литературные черты древнерусских письмовников // Демин А.С. О древнерусском литературном творчестве: Опыт типологии с XI по середину XVIII в. От Илариона до Ломоносова / отв. ред. В.П. Гребенюк. М., 2003. С. 178–605.
  3. Буланин Д.М. Письмовники // Словарь книжников и книжности Древней Руси: в 3 вып. Вып. 2: Вторая половина XIV–XVI в. Ч. 2. / отв. ред. Д.С. Лихачев. Л., 1989. Ч. 2. С. 188–193.
  4. Калугин В.В. Андрей Курбский и Иван Грозный (Теоретические взгляды и литературная техника древнерусского писателя). М., 1998. 416 с.
  5. Карпов Ф.И. Послание к митрополиту Даниилу // Библиотека литературы Древней Руси / под ред. Д.С. Лихачева, Л.А. Дмитриева, А.А. Алексеева, Н.В. Понырко. Т. 9. СПб., 2000. С. 347–359.
  6. Посланием начало, егда хощеши кому послати: к вельможам или ко властным людям, — кому ся ни есть имярек // Демин А.С. О древнерусском литературном творчестве: Опыт типологии с XI по середину XVIII в. От Илариона до Ломоносова / отв. ред. В.П. Гребенюк. М., 2003. С. 580–587.
  7. Громов М.Н. Философско-антропологические воззрения Максима Грека // Вестник славянских культур. 2010. № 3 (17). С. 21–35.
  8. Михайлова М.В. Концепция «человек» в произведениях Максима Грека // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2010. № 583. С. 22–29.
  9. Карпов Ф.И. Послание к иноку Филофею // Библиотека литературы Древней Руси / под ред. Д.С. Лихачева, Л.А. Дмитриева, А.А. Алексеева, Н.В. Понырко. Т. 9. СПб., 2000. С. 359.
  10. Клибанов А.И. «Правда» Федора Карпова // Общество и государство феодальной России: сб. ст., посвящ. 70-летию акад. Л.В. Черепнина. М., 1975. С. 141–150.
  11. Ржига В.Ф. Боярин-западник XVI в. (Ф.И. Карпов) // Ученые записки Института истории Российской ассоциации научно-исследовательских институтов общественных наук. М., 1929. Вып. 4. С. 39–48.
  12. Ненашев Ю.Н. Форма правления в правовом учении Ф.И. Карпова о государстве // Ленинградский юридический журнал. 2008. № 1 (11). С. 176–180.
  13. Синицына Н.В. Федор Иванович Карпов — дипломат, публицист XVI века: автореф. дис. … канд. ист. наук. М., 1966. 25 с.
  14. Соловьев К.А. Категория «терпение» в эпистолярном наследии митрополита Даниила // Христианское чтение. 2019. № 3. С. 204–214.
  15. Журова Л.И. Переписка публицистов как опыт формирования интеллектуальной идентичности в Московской Руси XVI в. // Гуманитарные науки в Сибири. 2018. Т. 25. № 3. С. 51–57.
  16. Зимин А.А. Общественно-политические взгляды Федора Карпова // Труды Отдела древнерусской литературы. Т. 12. М.; Л., 1956. С. 160–173.
  17. Соловьев К.А. Библейские аллюзии и скрытые цитаты во вводной части послания митрополиту Даниилу Федора Карпова // Христианское чтение. 2018. № 4. С. 64–78.
  18. Кименеева Е.Н. «Послание к митрополиту Даниилу» Федора Карпова // Труды Отдела древнерусской литературы. Т. 9. М.; Л., 1953. С. 220–234.