Корзина пуста.
Войти

Anti-theodicy narrative in the novel “Vadim” of M.Yu. Lermontovова

Хуан Сяоминь
80,00 ₽

УДК 82.161.1-3

https://doi.org/10.20339/PhS.6-20.080        

 

Хуан Сяоминь,

доктор филологических наук,

декан факультета русского языка

Народного университета Китая (Пекин)

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2723-3811

e-mail: minneihuang@sina.com,xiaomin@mail.ru

 

«Вадим» — первая попытка Лермонтова в области прозаического творчества. Некоторые российские ученые определили его как исторический роман. Сочетание темы индивидуальной мести с темой крестьянского бунта является своеобразной чертой «Вадима». В романе автор поднимает вопрос о происхождении зла. В контексте «теодицеи» проанализированы мотивы мести главного героя Вадима, что позволяет обнаружить антитеодицейский нарративный механизм романа. Сцена, в которой Вадим подстрекал казаков к повешению безымянного старика, является интуитивным экспериментом против «теодицеи» и убедительным аргументом антитеодицейской позиции писателя. По теории Лейбница, зло Вадима принадлежит моральному злу. Лермонтовский взгляд на добро и зло перекликается с теорией Лейбница. Лейбниц считает, что зло существует для того, чтобы показать добро и сделать его объектом противостояния, и что человек может достичь совершенства в процессе победы добра над злом. Из романа два праведных образа — безымянный старик и солдатка — в критический момент твердо придерживаются своей веры, что и иллюстрирует преемственность теодицейской традиции в романе. Перед повешением безымянный старик напоминает о смерти Иисуса Христа и в последний момент своей жизни все еще верит, что Иисус победил смерть. Сцена пыток солдатки напоминает сцену «мучений праведника». Ради истины, ради того, во что она верит, она готова пожертвовать собой. Это подтверждает именно фразу из Библии, которая повторяется дважды в романе: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас». Богословские представления Лермонтова в романе «Вадим» противоречивы.

Ключевые слова: Лермонтов, «Вадим», Лейбниц, теодицея, нарратив.

 

Литература

  1. Лермонтов, 1981. Лермонтов М.Ю. Собрание сочинений: в 4 т. / АН СССР. Институт русской литературы (Пушкинский дом). 2-е изд., испр. и доп. Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1979–1981. Т. 4: Проза. Письма. 1981. 591 с.
  2. Мережковский, 2002. Мережковский Д.С. М.Ю. Лермонтов. Поэт сверхчеловечества //М.Ю. Лермонтов: pro et contra / сост. В.М. Маркович, Г.Е. Потопова. СПб.: РХГИ, 2002. С. 348–386.
  3. Михайлова, 1957. Михайлова Е.Н. Проза Лермонтова / отв. ред. С.А. Андреев-Кривич. М.: ГИХЛ, 1957. 383 с.
  4. Соловьёв, 2002. Соловьёв Вл.С. Лермонтов // М.Ю. Лермонтов: pro et contra / сост. В.М. Маркович, Г.Е. Потопова. СПб.: РХГИ, 2002. С. 330–347.
  5. Ходасевич, 2002. Ходасевич В.Ф. Фрагменты о Лермонтове // М.Ю. Лермонтов: pro et contra / сост. В.М. Маркович, Г.Е. Потопова. СПб.: РХГИ, 2002. 434-443.
  6. Эйхенбаум, 2002. Эйхенбаум Б.М. Лермонтов как историко-литературная проблема // М.Ю. Лермонтов: pro et contra / сост. В.М. Маркович, Г.Е. Потопова. СПб.: РХГИ, 2002. С. 475–505.
  7. 桂萍:《论中西文学复仇主题的文化传承及嬗变》,载《南京师范大学文学院学报》2006年第4期,第133-140页。
  8. 莱布尼茨:《神正论》, 段德智译。北京:商务印书馆,2016。
  9. 文庸,乐峰,王继武:《基督教词典》。北京:商务印书馆,2005。