Корзина пуста.
Войти

Conceptual base “love” in the names of the mythological characters: lingvocultural traditions of the East Slavonic paganism and the vaishnavism

Е.А. Федина
80,00 ₽

https://doi.org/10.20339/PhS.3-20.059   

 

Федина Екатерина Александровна,

магистрант Института гуманитарных наук

Балтийского федерального университета им. И. Канта

e-mail: ekaterina.fedina@gmail.com

 

Цель статьи — выявить культурные особенности апелляции к концепту «любовь» при именовании божеств в восточнославянском язычестве и в традиции вайшнавизма. Теория и методология представленного исследования опираются на центральное положение современной лингвокультурологиии, согласно которому анализ мотивирующих оснований слов и словосочетаний позволяет выйти за рамки языка в область культурных представлений народа. Показано, что у восточных славян отмечаются единичные имена божеств, мотивированные концептом «любовь», причем эта любовь эротическая. В то же время в традиции вайшнавизма таких имен огромное количество — мужских и женских. По сути, список таких имен имеет открытый характер. В целом сделан вывод о том, что вайшнавский взгляд на мир гораздо более эротичен по сравнению с восточнославянским языческим. Важно и то, что такая любовь у вайшнавов принадлежит сфере сакрального. В язычестве восточных славян эротическое начало представлено более слабо, а любовь мыслится в профанном аспекте — как психологическое чувство, связывающее простых людей.

Ключевые слова: русский язык, санскрит, концепт, языковая мотивация, личное имя, индуизм, славянское язычество сакральное, профанное, эрос.

 

Литература

1. Кубрякова Е.С. Язык и знание: На пути получения знаний о языке: Части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира. М.: Языки славянской культуры, 2004.

2. Топоров В.Н. Имена // Мифы народов мира. Т. 1. М.: Советская энциклопедия, 1991. С. 508–510.

3. Топоров В.Н. Из области теоретической топономастики // Вопросы языкознания. 1962. № 6. С. 3–12.

4. Берестнев Г.И. В поисках семантических универсалий: монография. Калининград: Из-во РГУ им. И. Канта, 2010.

5. Кочергина В.А. Санскритско-русский словарь. М.: Русский язык, 1987. 944 с.

6. Gonda J. Notes on names and Name of God in ancient India. Verhadelingen der Koninkluke Nederlandse Akademie van Wetenschappen, AFD Letterkunde Nieuve Reeks, Deel 75. No. 4. Amsterdam; London, 1970. 113 pp.

7. Лотман Ю.М., Успенский Б.А. Миф – имя – культура // Лотман Ю.М. Избранные статьи: в 3 т. Т. 1: Статьи по семиотике и топологии культуры. Таллин: Александра, 1992. С. 59–76

8. Фрэзер Дж.Дж. Золотая ветвь. М.: Политиздат, 1983. 703 с.

9. Мейлах М.Б. Яхве // Мифы народов мира. Т. 2. М.: Советская энциклопедия, 1992. С. 687–688.

10. Флоренский П.А. Об Имени Божием. URL: https://yasko.livejournal.com/1917563.html (дата обращения: 16.08.2019).

11. Соссюр Ф. Труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1977. 695 с.

12. Гамкрелидзе Т.В., Иванов Вяч. Вс. Индоевропейский язык и индоевропейцы. Реконструкция и историко-типологический анализ праязыка и протокультуры. Кн. 1-2. Тбилиси: Изд-во Тбилисского ун-та, 1984. 1328 с.

13. Ковшова М.Л. Лингвокультурологический метод во фразеологии: Коды культуры. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2013. 456 с.

14. Иванов Вяч. Вс., Топоров В.Н. Купала // Мифы народов мира. Т. 2. М.: Советская энциклопедия, 1992. С. 29.

16. Эвола Ю. Метафизика пола. М.: Беловодье, 1996.