Корзина пуста.
Войти

The author discourse of Patrik Suskind and its implementation in the text

И.А. Шипова
80,00 ₽

https://doi.org/10.20339/PhS.3-20.046

 

Шипова Ирина Алексеевна,

доктор филологических наук, доцент,

профессор кафедры немецкого языка

Московского государственного педагогического университета

e-mail: schipowa@mail.ru

 

Представлена информация об авторском дискурсе как об определенной форме текстовой реализации авторского замысла. Рассмотрены особенности авторского дискурса современного немецкого писателя П. Зюскинда, открывающего границы его текста в двух направлениях: во внутреннем и внешнем. Данное положение проиллюстрировано с помощью текстов романа «Парфюмер» и рассказа «Повесть о господине Зоммере». Интертекстуальность постмодернистского текста П. Зюскинда подтверждается сходством языковых практик в его произведениях с теми, которые используются в текстах немецких романтиков. Отмечено, что для авторского дискурса Зюскинда характерен ряд одинаковых элементов на всех уровнях языковой организации. Наиболее ярким выступает экспрессивный синтаксис, с помощью которого создается плотная текстовая ткань с высокой степенью выразительности. Это свойство можно наблюдать с разной степенью эксплицитности не в одном тексте этого автора, что позволяет выделить свойства авторского дискурса П. Зюскинда и предложить алгоритм проведения аналогичных исследований с другими художественными текстами, принадлежащими писателям различных эпох и направлений.

Ключевые слова: авторский дискурс, художественный текст, языковые практики, грамматический параллелизм, апозиопезис, интеррогативы, экскламативы.

 

Литература

1. Орехов Б. Роман «Парфюмер». Элитный продукт массового потребления // Бельские просторы. 2005. № 12. URL: http://www.hrono.ru/text/2005/oreh12_05.html (10.12.2018).

2. Зюскинд П. Парфюмер. История одного убийцы: пер. В.Э. Венгеровой.  СПб.: Азбука-Классика, 2002. 320 с.  URL: https://knijky.ru/books/parfyumer-istoriya-odnogo-ubiycy?page=31 (15.04.2019).

3. Габдулина В.И. Авторский дискурс Ф.М. Достоевского: проблемы изучения. Барнаул: АлтГПА, 2010. 138 с.

4. Фуко. М. Порядок дискурса // Фуко М. Воля к истине. М., 1996. С. 49–67.

5. Руднев Ю. Концепция дискурса как элемента литературоведческого метаязыкa . URL: http://zhelty-dom.narod.ru/literature/txt/discours_jr.htm (12.12.2018).

6. Süskind P. Das Parfum. Die Geschichte eines Mörders. Zürich: Diogenes Verlag, 1994. 320 s.

7. Нoffmann E.T.A. Das Fräulein von Scuderi // Meistererzählungen. Diogenes. Zürich, 1994. S. 326–386.

8. Гофман Э.Т.А. Мадемуазель де Скюдери: пер. А.В. Фёдорова. URL: https://www.litmir.me/br/?b=10235&p=1 (12.04.2019).

9. Süskind P. Die Geschichte von Herrn Sommer. Zürich: Diogenes Verlag, 1991. 75 s.

10. Зюскинд П. Повесть о господине Зоммере: пер. В.Э. Венгеровой.  СПб.: Азбука-классика, 2007. URL: https://www.e-reading.club/bookreader.php/23727/ (12.05.2019).

11. Кострова О.А. Экспрессивный синтаксис современного немецкого языка. М.: Флинта, 2004. 193 с.