Корзина пуста.
Войти

Самономинации немецкоязычных детей в интернет-играх

В.В. Казяба
80,00 ₽

https://doi.org/10.20339/PhS.1-20.031 

 

Казяба Виктория Викторовна,

кандидат филологических наук, доцент кафедры общего и

германского языкознания,

Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова

e-mail: kazaba@yandex.ru; v.kazyaba@narfu.ru

 

В основе работы лежат современные направления мирового языкознания: онто- и интернет-лингвистика. Рассмотрены пользовательские имена немецкоязычных детей (7–12 лет), имеющих личный аккаунт на игровом интернет-сервисе SpielAffe.de. Картотека материала насчитывает 800 примеров. Отмечено, что исследуемые виртуальные антропонимы являются результатом акта самономинации, на которую проецируются самосознание, саморефлексия, психовозрастные особенности ребенка, а также его языковые умения и навыки. Результаты проведенного анализа показали, что больше половины детей конструируют свои пользовательские имена из «чужих» онимов или нарицательных единиц, транслируя таким образом в самономинациях свои интересы, увлечения, самооценку и социальные позиции, связанные прежде всего с началом учебы в школе. Одна треть информантов использует свои реальные антропонимы, особенно неофициальные формы личного имени, в качестве самономинации. В структурном отношении превалируют монокомпонентные интернет-имена, состоящие из одной лексемы. Такие самономинации демонстрируют успешное освоение детьми техник словообразования, интерес к англоязычной лексике. Поликомпонентные «прозвища» представлены разнообразными субстантивными словосочетаниями. Абсолютное большинство самономинаций имеет в своем составе одно или сразу несколько паравербальных средств: цифры, символы, капитализация. Однако с помощью графики дети реализуют прежде всего дифференцирующую функцию в собственных виртуальных именах, стремясь выделить их из ряда подобных. Подчеркнуто, что в целом детские самономинации в интернете демонстрируют скорее фатический, аккумулятивный, эмоциальнально-эксперссивный характер, имеют мелиоративный оттенок, в меньшей степени им присущи креативность и стремление к визуальному и содержательному эстетизму.

Ключевые слова: интернет, антропоним, пользовательское имя, виртуальная личность, самономинация, дети, игра, онтолингвистика.

 

Литература

1. Каркаева М.А. Социокультурный феномен молодежного сленга в киберпространстве // Филологические науки. НДВШ. 2018. № 3. С. 45–49.

2. Декларация прав ребенка. Конвенция о правах ребенка. М.: Педагогическое общество России, 2007. 40 с.

3. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. 624 с.

4. Величко Н.В. Самономинация и самохарактеристика в письмах А.П. Чехова Ялтинского периода // Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. Серия: Филология. 2004. Т. 20 (59). № 4. С. 420–424.

5. Кaзябa В.В. Aнтрoпoнимикoн нeмeцкoязычнoй ICQ-кoммyникaции: aвтoрeф. дис. … кaнд. филoл. нayк.  Aрxaнгeльск, 2013. 27 с.

6. Шаповаленко И.В. Возрастная психология: психология развития и возрастная психология. М.: Гардарики, 2007. 349 с.